Актрисе Крючковой исполнилось 70: народная артистка России поблагодарила Олега Ефремова

22 июня у Светланы Крючковой юбилей. Если следовать логике одного из ее любимых театральных режиссеров Романа Мархолиа, то Крючкова — это вся Россия. Она вырывается из одного города. Она больше, чем один город. Она — артистка русская, а значит, очень московская. А Москва — это вся Россия.

фото: Светлана Хохрякова

Хотя родилась Светлана Крючкова в Молдове: 22 июня 1950 года в Кишиневе. Но поступать поехала в Москву. В театральный вуз ее приняли только с третьей попытки. Это была Школа-студия МХАТ. Денег не было, приходилось ночевать даже на вокзале. А потом сразу в пять театров позвали, но она выбрала МХАТ и теперь с благодарностью вспоминает Олега Ефремова.

— Это он взял меня в театр. Я уже с третьего курса поняла, что Олег Николаевич меня пригласит. Мы играли дипломные спектакли еще в старом «Современнике». Представляете, что такое был для нас Ефремов? Помню, как его назначили руководить МХАТом, и мы, студенты, побежали смотреть. Ему подарили большой букет красных роз, и он сказал: «Они колются». Эти слова попали мне прямо в сердце. Все, что он начал делать в Мхате, было очень важно. Которые он привлекал силы! У театра появилось новое дыхание. Я пришла туда чуть позже, когда Роман Виктюк ставил там свой первый большой спектакль по пьесе Михаила Рощина «Муж и жена снимут комнату», а легендарный теперь Анатолий Васильев — «Медную бабушку» Леонида Зорина, где Олег Ефремов играл Пушкина. Внутри «Медной бабушки» был вполне «Пир во время чумы», и Анатолий Васильев дал мне роль Мэри. Я Олега Николаевича очень уважаю.

Он хорошо знал моего мужа — оператора Юрия Векслера. Ефремов снимался в главной роли в фильме «Здравствуй и прощай» Виталия Мельникова, а Юра снимал его оператор. Когда я надумала ехать в Ленинград, то позвонила Олегу Николаевичу домой. Сейчас такое даже трудно представить. А тогда можно было позвонить главному режиссеру во время отпуска домой. Ефремов снял трубку, и у нас состоялся такой разговор: «Олег Николаевич, я ухожу из театра». — «С ума сошла? Ты же Юлию в «Дачниках» Горького должна играть». — «Я выхожу замуж». — «Ну и за кого?» — «За Векслера». — «За Векслера? Выходи». Когда Юры не стало, Ефремов был единственным человеком, который подошел и сказал: «Я так любил Юру. Если могу чем-то помочь его и твоему сыну Дмитрию, скажи. Сделаю все, что могу». Больше никто из тех людей, кто жил, пил, ел и спал в нашем доме, этого не сделал. Помню, как Юра привез Олега Николаевича после съемок к нам на обед. А у него был кальциноз, известкование сосудов, и поэтому мерзли ножки. А у меня тогда мама жила. Она принесла Олегу Николаевичу теплый электрический сапожок. А я кормила его борщом. Такой человек пришел в наш дом!

Переехав в Ленинград и став женой Юрия Векслера, Светлана Николаевна 1975 году вступила в БДТ под руководством Георгия Товстоногова. Работает там до сих пор. Переиграла множество ролей, о которых можно только мечтать: Любу в «Фантазиях Фарятьева», Василису в «На дне», Аксинью в «Тихом Доне», Мамаеву в «На всякого мудреца довольно простоты». После роли Мамаши Кураж в спектакле по пьесе Брехта, который поставил приглашенный из Москвы Сергей Яшин, было интересное продолжение. В 2002 году он пригласил Светлану Николаевну в свой Театр ім. Гоголя роль немецкого режиссера и любимицы Гитлера Лени Рифеншталь, обвиняемой в пропаганде нацизма. Спектакль «Марлени» репетировали так, что Крючкова, которой врачи рекомендовали постельный режим, попала в институт Склифосовского.

В кино все началось по воле случая. Крючкова была студенткой, когда ее увидел на «Мосфильме» Алексей Коренев, приступил тогда к фильму «Большая перемена». Он попытался начинающую актрису на роль учительницы и жены Ганжи Светланы Афанасьевны, но что из этого получилось, лучше всего рассказывает сама актриса.

— Алексей Коренев — мой крестный отец в кино. Я два года ходила на «Мосфильм», пробовалась, и если бы он меня не взял, где бы я сейчас была? Возможно, и стала бы хорошей артисткой, но не была бы так популярна. Он утвердил меня на роль без худсовета. Сначала пробовал на роль учительницы Светланы Афанасьевны. В присутствии Збруева он сказал: «Сейчас вас Саша будет втягивать через порог, и вы должны не позволить ему это сделать». Я тогда была студенткой со стипендией в 28 рублей. Мы бегали на Пушкинскую улицу в закусочную для водителей, где на столах были бесплатный черный хлеб, горчица и соль. Мы мазали хлеб горчицей, посыпали солью и ели. Я была полуголодная и не очень сильная, а Александр Викторович Збруев был навитаминенный известный артист. Он вообще крепкий, да еще забияка, вырос в московских дворах. Когда он меня потащил, я поняла, что задача режиссера не выполню. Тут я его и схватила зубами.

— Поехала я заплаканная, но не успела войти в дом, как позвонила ассистентка Коренева: «Алексей Александрович берет вас, но предлагает другую роль». А тогда без худсовета не принимали артистов, надо было по три кандидатуры на каждую роль представить. Сначала Коренев думал, что роль Нелли Ледневой сыграет Катя Васильева, а после репетиции с укусом меня назначил и никому не показывал. Роль все увеличивалась и увеличивалась, я даже спела, чего не было в сценарии.

70-летие Светлана Крючкова отметит в Москве, но только осенью. Она проведет юбилейный вечер, но не в привычном для такого случая формате.

— Обычно на таких вечерах я рассказывала о себе, о том, что сделала. Но в нынешней ситуации, которую некоторые люди пережили так трудно — кто-то потерял близких, кто-то сам переболел, — ну что я буду якать? Решила показать то, что наиболее ценно для моей души. Более 50 лет я занимаюсь тем, что читаю стихи поэтов, которых безгранично люблю, работаю со всеми специалистами в мире, изучают их жизнь и творчество. Мой вечер в Москве будет называться «Неугасимое созвездие». Я прочитаю стихи Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Марии Петровых.

Актрисе Крючковой исполнилось 70: народная артистка России поблагодарила Олега Ефремова

Светлана Крючкова также впервые сыграет в Москве в двух спектаклях БДТ им. Г. А. Товстоногова — «Жизнь впереди» по роману Ромена Гари и «Игрок» по Достоевскому. Оба поставленные Романом Мархолиа. А организует юбилейные мероприятия театральный критик и дочь Олега Ефремова Анастасия Ефремова, которая возглавляет фонд его имени и фестиваль «ПостЕфремовское пространство». По ее словам, на монтировки спектаклей Светланы Николаевны идут сутки.

Некоторые режиссеры говорят, что не будут никогда работать с Крючковой, потому что она капризная. Скорее — требовательна. Она — крепкий орешек, а ее доверие надо еще заслужить. Сама она считает, что ее роли в этих двух спектаклях — как небо и земля: «Посмотрев «Игрока», зритель может сказать: «Ну, все, что я о ней понял». И вдруг он видит «Жизнь впереди», где я совсем другая. Сама никогда не знаю, куда пойду и буду играть. Я очень верю Романа Мархолиа. Иногда он говорит: «Скажите это так». Я даже не спрашиваю, почему, хотя мне это абсолютно непонятно. Но когда мы доходим до финала, начинаю все понимать».

С Романом Мархолиа они нашли общий язык. И он точно заметил: «Всегда ее появление в театре — это землетрясение. Волнуются все — от сотрудников служб до коллег. Мы мыслим параллельно. Это фантастка, но повод для «Игрока» у нас возник одновременно. Да и Ромен Гари, о котором я думал, оказался одним из любимых авторов Светланы Николаевны. Когда я назвал «Жизнь впереди», она сказала: «Делаем! Я давно хочу это попробовать». Она, конечно, не очень доверчивая и согласие дает далеко не всегда. Но если уже сказала «да», то это железно. Она рисковый, азартный человек».

Предложения от кинематографистов Светлана Крючкова принимает редко. Недавно она это объяснила «МК»: «Зачем мне участвовать в кино по сценарию, переполненном матом? Я читаю русскую поэзию, готовлю серьезные поэтические программы, чтобы люди не забывали свою культуру. У моего старшего сына Дмитрия, который живет во Франции, двое детей, и я записала для них Чуковского, Маршака, Хармса, Агнию Барто». Со своим младшим сыном Александром Крючковым она почти 15 лет выступает по всему миру. Он — гитарист, получил образование в консерватории в Брюсселе. Их программы посвящены юбилеям Анны Ахматовой, Раисы Кудашевой, которая написала «В лесу родилась елочка», Геннадию Шпаликову и другим, иногда самым неожиданным, поэтам.

Услышав похвалу в свой адрес, сказала: «На похоронах не услышишь, что о тебе будут говорить, так хотя бы сейчас послушаю». Когда наваливаются болезни, она признается, что сделала одну ошибку — невнимательно относилась к своему здоровью. «Это единственное, чего мне сейчас не хватает. Ведь мама мне говорила: «Света, думай о своем здоровье». Я ей отвечала: «Мама, ты зануда, оставь меня в покое». В одной из библейских заповедей сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Я читала только до «возлюби ближнего своего», а до 55 лет прочитала другое. Если бы я слушала маму, то теперь окружающим меня людям было бы легче жить».

Вам также может понравиться