Альтернативное жюри назвало место Little Big на “Евровидении 2020”

Телевизионное шоу Europe Shine A Light («Европа зажигает огни»), устроенное в субботу 16 мая вместо гранд-финала отмененного из-за пандемии конкурса песни «Евровидение 2020», расстроило, с одной стороны тех, кто ожидал эмоций и страстей, присущих конкурсных запевам и забегов. Как шутливо бузил в эфире обозреватель Би-Би-Си Грэм Нортон, много лет комментировал евроконкурс: «Победителей нет, ничего нет, что за дела вообще?!» Между тем в разных странах образовались “альтернативное жюри”, выбрали победителей.

С другой стороны, те из 180 миллионов телезрителей по всему миру, кто не просто смотрит, а любит конкурс, фанаты, объединенные в сотни сообществ и пабликов «Евровидение», следили за телешоу, конечно, с толикой ностальгии, нежности и теплоты, поскольку «хоть так, чем вообще ничего». Лишний раз посмотреть на своих кумиров, поболеть за них хотя бы в скромных предложенных обстоятельствах, еще раз почувствовать принадлежность к пестрой евровидийной семьи – тоже радость карантинным субботним вечером.

Сами участники отмененного конкурса, как могли, держались огурцами, подбадривали себя и поклонников: мол, так, словно напасть, но не будем вешать нос, еще зажжем и поколбасим, когда пройдет печаль. Развлекали как могли, дурачились в онлайн-эфирах, которые заменили полуфиналы 12 и 14 мая. В финале, однако, времени для приколов практически не оставалось, поскольку организаторы решили прокрутить фрагментами песни всех конкурсантов из 41 страны, а также специальные номера победителей прошлых лет, поэтому обошлись коротенькими и достаточно очередными «ободрялками».

Выступление представителя Италии Диодато с песней Fai Rumore, что стала для многих итальянцев гимном надежды в период пандемии, отсняли на сцене знаменитой Arena Di Verona в качестве особого эксклюзива. И это стоит того.

Сочетание эмоционального пения, пронзительной романтической музыки и подсвечивается прожекторами в ночи чаши пустого античного амфитеатра производили почти мистический, если не сказать зловещий эффект. Форменная драматическая кульминация шоу. Наиболее трогательным, до сентиментальной слезливости, оказался рассказ Бьерна Ульвеуса, одного из легендарных АВВА, о семилетнего внука, который вдруг спросил: «Деда, а мне в школе сказали, что ты поп-звезда». Деда показал фото с победного выступления АВВА на «Евровидении-1974» и сказал: «Да, внучек, видишь этого пухлого парня с гитарой? Это я». Внук был в шоке…

Несмотря на колкости критиков об «отстое» и «безделья» «Евровидение» на обочине мирового музыкального процесса, конкурс остается одним из самых «смотрибельных» телеформатов в мире и часто умудряется довольно зримо наследить в этом пресловутом «музыкальном процессе», хвастаясь выразительным портфолио, наработанным за 65 ярких лет: от той же затертой до дыр АВВА к Селин Дион или Джонни Логана, от Патрисии Каас до Teach In, от Доменико Модуньо к Энгельберта Хампердинка, от Лорин до Каролы, от Даны Интернешнл до Кончиты Вурст и т. д.

Так же по традиции почти ежегодно сопровождается подробными стоном скептиков и пессимистов о том, что «конкурс уже не тот», мол, все хуже и слабее. И каждый раз оказывается, что Европа и мир благодаря конкурсу вдруг снова удивляются почему что-то свеженькое, остренькому, забавненькому, модненькому, трендового и актуальненькому.

***

В этом году за трендовости, хипстерство и другую модность соответствовала достаточная значительная когорта состоялись конкурсантов: российская панк-поп-рейверы Little Big, бельгийские техно-дримовые Hooverphonic, исландские синти-поповые Daði og Gagnamagnið, литовские электро-данс-рок The Roop, хороший чешский хип-трэпер Бенни Кристо – вполне добротный набор. Женскую фракцию примодненных дип-хаусных поп-штучек, продолжательниц большого дела новоиспеченной вершительницы мировых музыкальных судеб Билли Айлиш, составили Виктория из Болгарии, Roxen из Румынии, Атена Манукян из Армении, за что одни критики их хвалили, другие измельчено. Как всегда представительной депутацией команда заявилась голосистых поп-див: Destiny с Мальты, Ульрика из Норвегии, Montaigne из Австралии, Ана Соклич из Словении плюс харизматичные и боевые в своем классическом поп-соул-госпел амплуа The Mamas из Швеции.

Неплохую партию афрошведкам составили бы совершенно удивительные афрохарьковчанки Fo Sho, но в национальном отборе Украина предпочла синти-фолк-роковой группы Go_A, которая тоже стала украшением нынешнего евровидийного лайнапа, как и наглядным укором поп-королю Филиппу Киркорову, который снова стонал во всех эфирах о том, как невыносимо было петь на «национальном языке» во время его первого выступления на «Евровидении» в 1995 г., что закончился феерическим отношением на 17-е место.

И вот – Go_A. Украина впервые заявила на конкурс песню на родном языке «Соловей» и получила абсолютный восторг евровидийного сообщества, судя по комментам на еврофорумах и в пабликах. Конечно, европипл не слышал советский ВИА «Ариэль» с их поп-роковым кавером на народную «Порушку Параню», но тоже полезно, когда хорошо забытое старое обретает вдруг качество нового, да еще в грамотном и достойном воплощении…

Достаточно голосистые возражения поп-королевскиму тезиса о «национальном языке» тем временем не раз звучали на «Евровидении» и в прошлом, начиная от целой плеяды балканских артистов, включая победную Марию Шерифович с «Молитвой» и заканчивая португальцем Салвадором Собралом с нежнейшим фадо Amar Pelos Dois, из которого (кроме португальцев, конечно) никто не понял ни слова, но пленился до слез.

Если бы еще «татушки» не кочевряжились, а репетировали как следует свою «Не верь, не бойся», настраивая против себя всю прессу наигранной отмороженностью на евроконкурсе в Риге в 2003-м, то, глядишь, и они пополнили список побед на «национальном языке»…

И конечно стоит напомнить, что первая участница «Евровидения» от России Юдифь (Маша Кац) в 1994 г. пела именно на русском «Вечного странника» и несмотря ни на какое «враждебное окружение» заняла вполне достойное 9 место из 25-ти. В общем, есть о чем поспорить с неуемным Филиппом Прекрасным, продолжают, однако, брать «Евровидение» измором…

***

Тем временем, в России все страсти и гадания крутились вокруг «очевидной» победы Little Big и закончились страшным расстройством от того, что эта победа не состоялась, будь неладен мерзкий вирус. Хотя LB сами, как вирус, заразили своим еврохитом Uno почти 100 млн. человек по всему миру и с этого ракурса их лидерство не просто очевидно, а сокрушительно. По данным на 16 мая, когда вместо гранд-финала утешительной пилюлей прощебетало шоу Europe Shine A Light, расклад первой тройки конкурсантов по просмотрам роликов в Интернете выглядел весьма говоряще: 95 млн. в Little Big; 7 млн. у литовцев The Roop с хитом On Fire; 4.6 млн. в азербайджанки Самиры Эфенди со шлягером Cleopatra. Что называется – почувствуйте разницу.

Желание видеть именно своих посланцев победителями вполне естественно. Соответственно до недавнего соцопроса «Евровидение» 52% людей в 11 странах именно этого и желает. Причем степень такого «боления» у россиян (62%), как ни странно, оказалась ниже, чем в Польше (71%) и в Италии (65%). Другое дело, что обычно в других странах не объясняют нежелательный результат исключительно вражьими происками и вселенскими заговорами. Но тут уж как есть…

Так что лучше и дальше тешить себя сладкой песней о победе, но, если вдруг кому интересно поразмышлять о том, действительно ли Little Big победили бы «Евровидение», то можно заметить, во-первых, гораздо более скромные прогнозы сторонних “статистика” (по состоянию, правда, на 18 марта, когда было объявлено об отмене «Евровидение»), где наши поп-герои замерли лишь на пятом месте.

Вполне очевидно, что нет прямой связи между количеством просмотров в глобальном Интернете и результатом голосования на конкретном конкурсе. Так же, как нет и не может быть прямой связи между телевоутингом (голосованием телезрителей) и мнением профессионального жюри, что, однако, невозможно объяснить, например, Сергею Лазареву. Кроме как «засуживанием» он не объясняет себе и всем вокруг, почему телезрители той или иной страны давали ему 12 баллов, а другие жюри – только 0. По такой логике в принципе и «Ласковый май» должен быть безаппеляционно признан лучшей группой всех времен, но вот разделят с миллионами любителей сиротского коллектива такое мнение эксперты, музыковеды, критики и вообще люди, трепетно относятся к такой тонкой материи как музыка и искусство? Вопрос открытый.

Похожий вопрос окрыт и в случае с Little Big. Пока в эфире шло шоу Europe Shine A Light, неугомонные еврофаны никак не могли успокоиться, лишены главной забавы конкурса – голосование. И начали действовать. Во многих странах прошли собственные голосования – как в формате телевизионных шоу, так и на многочисленных специализированных сайтах, форумах, пабликах.

До момента отправки материала в печать «МК» имел в своем распоряжении данные о 15 таких неформальных «голосований» в 11 странах Европы и на 4 крупных международных медийных ресурсах, посвященных «Евровидению». Результаты получились выразительными.

Little Big нигде не получили, к сожалению, победы. Самым сладким пряником одарила наших панк-поп-рейверов Норвегия – 2 место после Исландии, а самой горькой пилюлей – 13 место – главный портал вредных и ехидных евроблоггеров WiWiBlogs. При этом, не оправдались и прогнозы на победу болгарской адептки Билли Айлиш Виктории, хотя в большинстве случаев она вошла в тройку лидеров, как и швейцарский исполнитель Gjon’s Tears. Основная же гонка развернулась между литовцами The Rooр и исландцами Daði og Gagnamagnið с довольно заметным преимуществом в последних (7 первых мест)

Надо заметить, что сами музыканты Little Big, говоря о видах на евроурожай, тоже высказывались в одном из интервью в пользу возможной победы исландских коллег по флешмобов. Собственные голосование провели и несколько российских европабликов, на крупнейшем из которых От Little заняли 3 место, Gjon’s Tears – вторых, The Rooр – первых.

***

«МК» в свою очередь решил провести еврочарт среди наших звезд. Разумеется, первым, к кому мы обратились, был Дима Билан, чедовек-монумент, имеет неоспоримое право судить и рядить, поскольку остается первым и единственным на сегодня артистом, который сумел принести победу России на «Евровидении»:

– При всей моей любви к «Литл Биг», – начал Дима с расшаркиваний, – Но я вокалист и всегда подсознательно буду искать и тянуться к вокальной музыке! Сейчас мои предпочтения – это интересные тембры и исполнение не на надрыве! Мне очень зашла такая себе новая Билли Айлиш,– Виктория из Болгарии, и я ставлю ее на первое место! 2 место – Мальта (Destiny). Я помню, когда увидел первый раз Адель – на меня произвело впечатление ее тепло и искренность, вот тут примерно такая же история для меня. Наконец, 3 место – Швейцария (Gjon’s Tears) – чистый голос и искренняя подача. Меня такое захватывает!..

Говоря про общий уровень «Евровидения», Дима отметил, что «вкус конкурса стал на порядок выше, видно поколение, слышать новые решения, как гармонично интересны, так и видеоряд стал более осмысленным у большинства – это очень радует». Вне контекста своего чарта артист отметил, что «вполне может и рвануть что-то очень безбашенное, что дарит людям улыбку, а это значит, что «Литл Биг» все так же может быть в фаворе, чего, конечно, я желаю нашим искренне. Нам очень нужен праздник как никогда!

***

Анита Цой, время от времени тоже подумывает о европриключениях на свой опорно-двигательный аппарат, очень вдумчиво подошла к личному выбору:

– Конечно, мои главные фавориты – Little Big. И очень важно не делать скидки на то, что они «наши». На мой взгляд – идеальные конкурсанта для «Евровидения». Яркие, не банальные, по-хорошему отвязанные. Их танцы покоряют весь мир и становятся челленджами. Уверена, что ребята абсолютно точно одни из главных претендентов на первое место. Литовцы The Roop приятные артисты, модные, с хорошим саундом и симпатичной песней – возможно не очень яркой, но запоминающейся. Думаю, она найдет свое место в радиоэфире. Очень удачно подобраны образы, неплохое видео. Мне нравится, что все спецэффекты сделаны, что называется вручную. Это определенно фишка. Думаю, что эти ребята могут смело рассчитывать на вторую строчку. Очень профессиональный парень Gjon’s Tears из Швейцарии. Хороший вокал, правильно подобранная к нему песня. Такой золотой стандарт «Евровидение». Кому-то этот артист покажется слишком правильным, у него нет попытки эпатажа или намерения удивить зрителя. Все очень грамотно продумано, крепкий эстрадный номер без лишних отвлекающих маневров, вполне достойный места в тройке лидеров.

***

Лена Катина, которая в составе t.A.T.u. сотрясала «Евровидение-2003», тоже не потеряла интереса к конкурсу:

– Если не брать Россию, за которую я болела всей душой, я бы поставила так: 1. Швеция (The Mamas) – клевая песня с олдскульным настроением, классный голос! 2. Румыния (Roxen) – очень красивая мелодичная песня! 3. Швейцария (Gjon’s Tears) – интересная песня, приятный голос!

***

Наконец, «МК» не мог обойти Ольгу Бузову, поскольку именно из нее в прошлом году и началась вся евросуета. Пока нигде и конь не валялся, Оля с открытым забралом заявила прямо и безапелляционно, что готова ехать на «Евровидение» и «отстаивать честь России». Россия, правда, настолько светлый порыв своей дочери вяло прозевала, что, однако, не лишает популярную артистку права высказаться. Оля заметила:

– Я верю, что наши ребята (Little Big) могли бы занять первое место. Прекрасная веселая песня с юмором, танцем, которым был заполнен весь Тик-Ток, как в свое время было с моими «Мало половин» и «Танцуй под Бузову». Второе место я бы отдала Молдове и красавицы Натальи Гордиенко, которому помогает мой замечательный друг и коллега Филипп Киркоров. Он написал песню, с которой Наталья едет на конкурс. Третье место в моем рейтинге в Болгарии! Мне очень нравится песня и подача. Очень красиво…

Оля сказала коротко и, главное, все правильно. Теперь Киркоров, после такой-то похвалы, если не жениться, то запустить Бузову ракетой на «Евровидение» просто обязан. Со всем обмундированием DreamTeam. Все же хитрющая она, наша Оля!

***

Флешбэк в финале шоу Europe Shine A Light напомнил эмоциональные моменты победы Данкана Лоуренса, посланника Нидерландов на конкурсе «Евровидение 2019» в Тель-Авиве, и его короткую, но очень емкую фразу: «Этот приз – за то, что музыка всегда будет первым, всегда!». Выстраданные слова. Поскольку, действительно, ни один хайп, челендж или флешмоб, какими бы разудалыми они ни были, никогда не затмят настоящей музыки. Главное, чтобы она всегда звучала. В том числе на «Евровидении»…

P. s. Отдельная благодарность Михаилу Кесарева за участие в подготовке материала.

Вам также может понравиться