БДТ вырубил «Вишневый сад» в компьютерной игре

БДТ им. Товстоногова сыграл спектакль по мотивам чеховского «Вишневого сада» в одной из самых популярных сетевых игр последних лет. То, что в начале задумывалось создателями, как образовательный бонус для геймеров-подростков, понравилось и преданным зрителям Большого драматического. 15 минут чистого действия, кубическая графика, уместный юмор и сотни прорвались в театр игроков.

фото: Кадр из видео

С начала карантина БДТ им. Товстоногова создала онлайн-платформу «БДТ Digital», которая стала убежищем для смелого эксперимента. Как рассказывают создатели спектакля, режиссер Эдуард Закарян и архитектор проекта Андрей Воронов, идея возникла спонтанно. Эдуард предложил группе знакомых геймеров-подростков построить копию здания театра в игре. А раз появилась виртуальная сцена, почему бы не играть на ней виртуальные представления?

Выбор пьесы не случаен. Поскольку основная аудитория сетевой игры – школьники 12-15 лет, то материал надо было брать понятен. Что сейчас проходят на уроках литературы и что можно легко визуализировать даже с помощью квадратной графики? Решено, Антон Павлович Чехов «Вишневый сад».

«В этой пьесе хорошо показан процесс разрушения старого. Уже в процессе родилась идея: во время спектакля на заднем плане старый сад и дом должны разрушиться, а на их месте появиться новые», – рассказывает Закарян.

В спектакле участвуют 5 персонажей. Из них 4 артиста БДТ Виктор Княжев, Ирина Патракова, Максим Бравцов и Алексей Фурманов в реальном времени озвучивают Раневскую, Лопахина, Гаева и рассказчика, который передает зрителям основные моменты сюжета. А роль слуги Фирса «играет» зомби-бот, который молча и хаотично передвигаются по сцене.

Попасть в цифровой театр можно двумя способами – зайти на специальный сервер игры или открыть трансляцию в интернете. Первый вариант, к сожалению, доступен только для 90 первых зарегистрировавшихся игроков, у которых есть лицензионная версия игры, а второй подходит для всех других.

Виртуальный «Вишневый сад» начинается с прогулки по театру. С первым звонком зритель от первого лица осматривает знаменитый дом на набережной Фонтанки, в быстром темпе прогуливается по просторному фойе, гардеробных, поднимается по парадной лестнице и заходит в зал, точь-в-точь как в настоящем БДТ. После третьего звонка даже звучит традиционная просьба отключить телефоны, в зале появляются маленькие юзерпики (индивидуальные картинки с именами. – И. Н.) игроков и открывается занавес.

Для тех, кто впервые попадает во вселенную игры, что происходит кажется сюром.

– Здравствуйте, – говорит Леонид Андреевич Гаев.

– Забор покрасьте, – взлета парирует рассказчик и продолжает вводить зрителей в курс дела.

Герои говорят на сленге, действие пьесы Антона Павловича ускорено в десятки раз, да и графика у геймерского хита вопреки возможным ожиданиям далеко не лучшая. Но если отбросить предрассудки, можно получить наслаждение даже от такого спектакля.

Андрею Воронову пришлось самому поиграть трое суток, чтобы понять механику игры. Зато в результате, каждую секунду там что-то происходило: бились стекла старой усадьбы, вырубался вишневый сад и возводились новые сооружения.

Сначала режиссер боялся, что зрители не воспримут постановку. По словам Закаряна, основная идея спектакля — передать школьникам, которые играют в эту игру, содержание и смыл пьесы на понятном им языке. «У многих сама школа вызывает, к сожалению, негативные ассоциации. Поэтому важно, чтобы игровые платформы для школьников выполняли просветительскую функцию», – говорит режиссер.

И это сработало. Под конец спектакля сотни игроков раскрыли сервер игры и прорвались в зал, где виртуальный артисты с квадратными головами сгибались в поклонах. А после трансляции Виктор Княжев, чей голос говорил через рассказчика, признался, что юные зрители захотели продолжения. «Мне начали писать, чтобы я озвучил еще какие-то рассказы. Ребята заинтересовались. Значит, как минимум часть того, что мы задумали, у нас получилось».

В прямом эфире трансляцию смотрели 300 человек, а саму запись Вконтакте – более 200 тысяч. Конечно, не обошлось и без негативных отзывов: «это издевательство над классикой», «Чехов перевернулся в гробу», «зачем учить детей плохому». Но создатели не собираются останавливаться. Авторы уже утвердили и написали сценарии для серии таких постановок произведений из школьной программы в популярной сетевой игры. Каких именно — пока не сообщается.

Вам также может понравиться