«Глазунов оставил нам непростые задачи»

Более полувека гремит имя Глазунова. Илья Сергеевич хорошо известен в России и за пределами родины. Ему посвящен не один труд, он сам автор книги «Распятая Россия», которая стала своего рода литературным полотном, где выразилась его философия. Его так же часто превозносили, как и ругали. Это крест и часть известности и популярности. Но какое место он занял в большой истории искусства? Можно уже подвести черту — через три года после смерти? Должны пройти десятилетия, как часто бывает в художественном мире? Обо всем этом размышляет искусствовед, член-корреспондент РАХ Ада САФАРОВА.

фото: Геннадий Черкасов

Илье Сергеевичу Глазунову могло бы сегодня исполниться 90 лет. Казалось бы, настало время для взвешенной оценки наследия художника с мировым именем. Однако есть объективные трудности оценки совокупного творчества этого противоречивого художника, как, впрочем, ни одного великого художника. Довольно часто с оценками произведения искусства происходят странные вещи, они могут кардинально меняться. Это случается по оценке не только отдельных произведений: со временем взгляд может меняться на творчество художника.

Это объективный процесс: перестраивается система ценностей в обществе, атмосфера в искусстве… Порой невозможно оценить творчество художника в целом, потому что случаются периоды творческого взлета, когда создаются произведения, как говорят специалисты, «первого ряда». В течение жизни меняется также и сам творец; его творчество может совпадать со вкусами общества, но может и противоречить ему или тенденций в искусстве. С годами также неизбежно происходят метаморфозы в психологии творчества художника, меняются его ориентиры в искусстве, а нередко — даже система жизненных установок.

Неоспоримо одно: В творчестве В. С. Глазунова был период счастливого совпадения трех составляющих успеха — вкуса широкого общества, запросов искусства и высшей точки расцвета таланта художника. Так, первая выставка Ильи Сергеевича в 1957 году, в московском Центральном доме работников искусств, стала центральным событием художественной жизни не только Москвы и даже не только большой тогда страны, но — без преувеличения можно сказать — мировым художественным событием. Именно так оценивала ее широкая общественность.

Работы художника ответили на запрос кардинального обновления духовной жизни. В картинах Глазунова было то, чего так ждали: вызов, полемический воспалительный отказ от официальной идеологии, от надоевшей эстетики искусства, именуемой почему-то реализмом. Живопись молодого художника апеллировала к самосознанию народа, утверждала принципиальную связь с запрещенной исторической традицией иконной живописи, поэзией народного декоративного искусства. Его работы были понятны каждому зрителю, произведения завораживали красотой открытого цвета, нарядным узорочьем, былинной отвагой образов. Они питали чувства исторической и гражданской гордости. Художник позиционировал себя как «народный живописец».

Новации Глазунова были настолько радикальны, что ни Союз художников, ни Академия художеств не могли их одобрить. Органы власти тоже не сразу распознали производительность идей художника. Но огромная популярность в широких народных массах оказалась той поддержкой, которая позволила Илье Сергеевичу реализовать весь потенциал своих культурных идей.

Как художник он обладал академическим мастерством, и это позволило ему проявиться в энциклопедической широте: он пишет картины, создает панно для официальных интерьеров, оформляет спектакли, делает иллюстрации, занимается реставрацией, собирает представительную коллекцию икон и предметов традиционного быта. Он способствует созданию Музея декоративно-прикладного искусства, защищает историческую застройку, создает учебное заведение и воспитывает своих последователей. Глазунов сумел создать систему по внедрению своих идей в общественную практику.

Примечательно отношение художников к творчеству Глазунова: это было настороженное приглядывание, в котором интерес и соперничество, неприятие и уважительность.

Что касается критики, то полярность его оценок была во многом порождена противоречиями самой личности художника. Думается, что многие крайности его идей были спровоцированы сопротивлением, которое оказывала ему инакомыслящая критика, нежеланием понять, а иногда и простить художническую запальчивость и жизненную упорство.

Но сегодня уже понятно, что серьезный анализ творчества художника еще предстоит. Так, например, элементы поп-арта он привнес в отечественное искусство одним из первых и почти одновременно с мировой практикой в этом направлении. Значение этой новации в творчестве художника и в художественной практике еще предстоит исследовать и понять. Или, например, отношение к цвету: Глазунов соединил, казалось бы, несовместимое — манеру импрессионистов с живописной идеей Ротко. Еще предстоит понять, как этот опыт сказался в отечественной художественной практике…

Илья Сергеевич Глазунов оставил нам непростые задачи. Предстоит еще много сделать для осознания значимости его творчества для нашего искусства.

Вам также может понравиться