Художник придумал антикризисную вакцину

Пока медики придумывают вакцину от коронавируса, художники уже изобрели лекарство от страшной напасти – паники. Препарат проверенный веками и работает безотказно: юмор лечит всех и вся. Как и искусство. А кризисные ситуации всегда дают толчок для творчества. Художник-карикатурист Алексей Иорш – один из первых, кто выдал в онлайн-пространство свой врачебный рецепт: серию карикатур о к-вирус, панике и сопутствующей ей движухе. Картинками художника уже воспользовались городские власти для успокоения общества. О том, как рождалась серия #karantincartoonchallenge, и как сегодня меняется искусство вместе с миром, мы поговорили с автором Алексеем Иоршем.

– Ты сам испытал на себе все темы, над которыми хохмишь? Отсутствие в магазинах гречки, туалетной бумаги и т. п.?

– Да, конечно. Все это пропущено сквозь меня в прямом и переносном смысле. Пошел в банк за наличными, поднимаюсь по лестнице, а навстречу мне дама в возрасте, и как кашлянет мне прямо в лицо. А я без маски. Хорошо в соседней аптеке бактерицидный спрей оказался. И смех и слезы… Вот из такого мусора…

[img
Художник придумал антикризисную вакцину

– И не попыталась прикрыть рот, как рекомендует нам не только воспитание, но и плакаты социальной рекламы?

– Пытаться пыталась… Но не локтем. Локтем-то она бы мне как раз в глаз бы заехала.

– Уже родилась новая карикатура на эту сцену?

– Пока что нет. Не спугни! Они вообще непонятно как вылезают.

– Какой был самый-самый – интересная, неожиданная, смешная (свой вариант) – реакция на какую-то работу с карантинной серии?

– Один человек предложил, чтобы я за деньги рисовал ему картинки для развития его собственного аккаунта. Я согласился ради прикола, но у него это не особо выстрелила. Картинку я ему в итоге подарил. Еще мои картинки стали использовать в Департаменте труда и социальной защиты Москвы. Достаточно неформальный подход к антикризисному пиару, респект.

– Это радует. А в таких темах есть внутренние границы, чтобы не перегнуть палку, как говорят?

– Они есть, конечно, я стараюсь не делать мрачных картинок (хотя есть одна, с затемнением). После того, как друзья из Италии сказали, что карикатура с Красной Шапочкой “Just from Italy” у них не вызывала особого веселья, я избегаю шутить так, чтобы какая-то категория людей приняла сарказм на свой счет.

Художник придумал антикризисную вакцину

– Кризисные ситуации дают толчок искусства. Люди начинают как-то по-новому думать. Выходят из шаблонов. Какие твои прогнозы в этом смысле? Чувствуешь, что начинается новая эра в искусстве? Рождаются новые жанры, в частности, в карикатуре ?

– Все-таки по моему мнению, новые эпохи в искусстве начинаются с появлением новых средств выразительности, искусства прорыва к новым технологиям, и когда это сочетается с новыми идеями. Возможно мы сейчас находимся на какой-то огромной волны, которая нас несет, но мы этого не замечаем. Карикатура это старое искусство, человечество надо всем посмеялась уже не один раз. Меняется природа смешного, это так. Шутки прошлого века уже не так смешны. Юмор сегодняшнего интернета отличается от газетно-журнальной карикатуры ХХ века. В этом вызов для меня как для карикатуриста.

[i
Художник придумал антикризисную вакцину

– Ты чувствуешь, что какие-то хохмы в нынешней ситуации уже утомили и пора переходить?

– Если что-то смешное рождается на каком-нибудь истоптанном поле – это не беда. Оно все истоптано. Я же в карикатуре с 1977 года (в клубе карикатуристов МК), и перед мои глазами прошел не один десяток тысяч карикатур, а то и сотни. Беда карикатуры, когда художник начинает механически сочетать различные дискурсы, в надежде на “авось будет смешно”. Или злоупотреблять “телесным низом” – а вдруг пригодится. Опять же, ничего плохого в слове “жопа” нет, но оно должно появляться неожиданно и вызывать смех, а не недоумение.

Вам также может понравиться