Каннский показ «Июльского дождя» пройдет в Лионе

Отменен из-за пандемии Каннский кинофестиваль отчаянно продолжает рассказывать о фильмах, которые могли быть показаны на Лазурном Берегу. В программе «Каннская классика», куда входят отреставрированные и переведенные на цифру киношедевры, отобрали «Июльский дождь» Марлена Хуциева, который вышел в 1966 году. Представлять его должен был Карен Шахназаров, который стал продюсером восстановления, произведенного на киностудии «Мосфильм». Теперь «Июльский дождь», как и другие картины «Каннской классики», покажут на фестивале имени братьев Люмьер в Лионе с 10-18 октября. Судьба создателей «Июльского дождя» сложилась трагически, а цифра 79 стала для них роковой.

фото: Кадр из видео

Марлен Хуциев снял впечатляющие кадры летнего города, промытого дождем, которые в июле постоянно упоминаются, когда в Москве один ливень сменяет другой. В далекие 1960-е молодой Хуциев забежал в телефонную будку, спасаясь от проливного дождя, его воображение разыгралось и родился замысел «Июльского дождя. Марлен Хуциев рассказывал «МК» о том времени: «Когда я начинал, было замечательное время, появились замечательные поэты, уникальная фигура Булата Окуджавы. Я еще не был с ним знаком, лишь услышал песню «До свидания, мальчики» и постоянно ее напевал, гуляя по Москве. Я люблю бродить по городу, смотреть на людей, наблюдать за жизнью. Я – созерцатель по природе, никуда не спешу, Мои картины возникают из ощущений. Никаких специальных задач я не ставлю

Картина обрастает трагическими подробностями, связанными с уходом его создателей. В марте 2019 года не стало Марлена Хуциева. Он дожил до 93 лет, и шел, страдая из-за смерти жены, с которой лежал в одной палате, переживая за судьбу своей последней картины «Невечерняя», которую так и не закончил.

Фильм стал судьбоносным об актрисе Евгении Ураловой. Она впервые сыграла главную роль. На картине она познакомилась со своим будущим мужем Юрием Визбором. Визбор посвятил своей возлюбленной свою знаменитую песню «Милая моя, солнышко лесное». «Судьба Евгении Ураловой после Июльского дождя» должна была сложиться, но в кино она фактически не снималась потом, – вспоминал Хуциев. – Ведь она – актриса и человек с интересной индивидуальностью. Сегодня особенно важна личность. Героиня Ураловой — безусловно, личность. Именно поэтому картина выглядит, через десятилетия».

17 апреля 2020 года Евгения Уралова умерла. До 80-летия оставалось два месяца. В дни карантина она находилась в Израиле, где проходила курс химиотерапии. В Израиле ее и похоронили. Проводить актера в последний путь близкие родственники, находившиеся в Москве, не смогли. Свою последнюю роль она сыграла в 2019 году в картине «Скажи правду» Андрея Эшпая, и никто не подозревал, что она тяжело больна. Эшпай поделился с «МК» воспоминаниями о том, как впервые увидел актрису в «Июльский дождь»: «Фантастическая картина! Евгения Уралова сыграла там пронзительно, стала для меня и многих людей моего поколения олицетворением времени свободы. Сама она – необычный человек. Ее лицо, проход в начале картины незабываемые. Снимаясь в нашей картине, она была уже больна, но не любила говорить об этом. Казалось, что все, что она делала, было как в первый раз – эмоционально, честно, принципиально. В кадре она умирала, и сыграла точно и трагично, предчувствуя свой близкий уход. Ей не нужны были слова. Она умела быть выразительной без них».

Вслед за Евгенией Ураловой 18 июня трагически ушла из жизни исполнительница эпизодической роли Галина Дашевская, известная кроме своих театральных работ роли Джамила в «Белом солнце пустыни». Она трагически погибла в подмосковных Жаворонках, попав под поезд. Актрисе было 79 лет.

Актрисам, снимавшимся в «Июльский дождь», подражали, носили такие же прически и платья, как они. Эти прекрасные женщины навеки останутся олицетворением 1960-х с их предчувствием перемен.

Одну из лучших своих ролей сыграл в картине Александр Белявский, жизнь которого трагически оборвалась еще в 2012 году. Незадолго до инсульта у него родилась дочка – очень поздний ребенок. Сниматься из-за болезни он не мог, семья сильно нуждалась, и средства на жизнь помогала собирать Гильдия актеров кино. А потом тело актера нашли возле дома, он выпал из окна.. Ему было 80 лет.

Трагически оборвалась жизнь сценариста картины Анатолия Гребнева. В 2002 году, когда ему было 79 лет, и он переходил дорогу у Дома ветеранов кино в Матвеевском, его сбила машина.

Олег Видов, что снимался у Хуциева в «Заставе Ильича», за полтора года до своей смерти рассказал «МК» о своем ощущении того времени, очень точно выразив те настроения, которые сконцентрированы в фильмах Хуциева, снятых в 1960-е: «Марлен Мартынович вобрал в себя понимание оттепели. Его герои – свободные ребята. Они ходили по улицам, целовались, и в этом чувствовалась оттепель, немыслимое до того. Москва вдруг превратилась в Европу, у нее стало почти так, как в Париже с точки зрения взаимоотношений свободных и чистых. Марлен пригласил незаурядных актеров и людей, и через это просвечивала Москва того времени с надеждами и предвкушение чего-то нового, интересного. В этом гениальность его картин. Свет его фильмов живет во мне, и я могу сравнить их с большими фильмами неореализма, определяли время перелома, перехода от насилия к свободе, время надежды на то, что все будет по-другому. И действительно, после этого была какая-то удивительная жизнь».

Вам также может понравиться