Карантинные истории: зачем Алибасов купил легкие, а Горбачева примерила усы

После объявления режима самоизоляции Тимур Бекмамбетов одним из первых взялся за создание карантинного проекта. В объявленном им конкурсе «Истории карантина» могли участвовать все. Для этого надо было написать сценарий о карантине или снять видео о себе и своих близких в необычной повседневности и обязательно на экранах телефонов и компьютеров, то есть в формате screenlife.

фото: АГН «Москва»

Тимур Бекмамбетов

Откликнулись профессиональные кинематографисты и любители из России, Казахстана, США, Англии, Италии, Франции, Польши и Кении. Кто-то подавал по пять заявок. В общей сложности их пришло 500. Победителей оказалось семь. В основном это русскоязычные новеллы, кроме «Любви в карантине», снятой в США с участием звезды сериала «Крик» на MTV Карлсон Янг. Лучшие работы войдут в альманах, а какие могут стать пилотами сериалов.

Тимур Бекмамбетов, как выяснится, реализацией проекта непосредственно не занимался, доверил это своим помощникам. Но каждая из победительниц новелл отмечена теперь его продюсерским именем. Сам он достиг высот в освоении технологии screenlife. В 2018 году представил на Берлинале и американском фестивале авторского кино «Сандэнс» свой англоязычный режиссерский проект «Профайл». Зритель видит только экран компьютера, но переживает за то, что происходит, как если бы все случилось в обычном киноформате. Не всем это удается. Даже в лучших работах нового проекта мы видим в основном малоинтересное, статическое и лишенную драйва жизни. Одна надежда на Кончаловского, который тоже затеял аналогичный карантинный проект, результаты которого скоро будут обнародованы. Может быть, у него получится что-то незаурядное.

Среди финалистов конкурса «Истории карантина» – «Удаленка» уже хорошо известной Аксиньи Гог. Новелла идет чуть меньше 12 минут. Почти у всех такой хронометраж, но ощущение такое, что действие длится гораздо дольше. Участницы проекта были в стрессе, как только раздался карантин. Но начали снимать и относились к этому как к баловству. В итоге довольны опытом, – как скажет сценарист картины Марина Елатомцева, хорошо выходить из нагретого болотца. Герои ведут в Zoom рабочее совещание, находясь в своих квартирах, и все превращается в какое-то «безумное чаепитие», выяснения неожиданных обстоятельств частной жизни. В картине приняли участие, не выходя из своих квартир, Артем Ткаченко, Аглая Тарасова, Светлана Камынина, Александр Ревенко, Борис Дергачев. Такими историями сейчас наводнен интернет.

Почти во всех других историях, которые прошли в финал, важен уже не человек, а написано в чате текст. Есть забавные диалоги, которые в какой-то момент перестают работать. Прием быстро себя исчерпывает. «Fake news» Павла Воронина и сценариста Вадима Дерюжинского (они непрофессиональные кинематографисты) начинается с сообщения о том, что коронавирус создан по приказу Лукашенко и внедрен в экспортную партию картофеля. Невероятные новости, которые в разгар пандемии рождались с бешеной скоростью, заполняют чат. Вот только одна из них: «Алибасов купил запасное легкое и хранит его в холодильнике». Люди переписываются, сообщают о мошенниках, которые пытаются проникнуть в чужие квартиры под предлогом прививки, и все это – характерные свидетельства странного времени, которое еще будут изучать потомки.

«Контакты» сделаны по сценарию непрофессиональных авторов Дамира и Ильнура Гильмановых, но при участии актера Театра Российской Армии Юрия Сазонова, известного широкому зрителю по «Полицейскому с Рублевки». Он сыграл мэра города Землеярска, подцепившего COVID 19 в Таиланде. Сначала была написана драма, которая потом развернулась в сторону комедии. Мэр, чтобы избежать огласки диагноза, начинает вести блог от имени человека, на которого можно перевести стрелки. Забавная переписка возникает у него с любовницей, которая примеряет от нетерпения новое белье в присутствии доставившего его курьера. Мэр – одновременно реальный и карикатурный, ласково называет своих избирателей «вот они мои любимки». Много смешного и забавного придумано, но, опять же, прием быстро отрабатывается, и зритель начинает скучать.

«Чат опаснейших болезней» профессионального сценариста Романа Розенгурда – самая короткая из всех историй-победительниц. Идет чуть меньше трех минут. А началось с того, что шестилетний ребенок поинтересовался у взрослого: что круче -испанка или коронавирус? Фантазия сценариста заработала, и вот уже болезни начали спорить, кто из них круче. СПИД, испанка, чума, оспа, эбола, холера, корь и коронавирус переписываются друг с другом. Испанка отправляет сообщение: «Малыш, тебе корона не жмет?». Появится даже ВОЗ и призовет всех к порядку: «Паразиты, не ругайтесь». Идея отличная, и трех минут ей вполне достаточно. На сайте, где идут показы фестиваля, размещены и другие проекты, снятые в формате screenlife, всякого рода карантинные истории, снятые в затруднительных обстоятельствах и куда более изобретательные. Например, «Алиса» Василисы Кузьминой и Ивана Петухова, действие которой происходит в салоне автомобиля. За рулем – Ирина Горбачева с усами: то ли женщина, то ли мужчина. Скорее даже, томбо – девочка, которая ведет себя как мальчишка. Героиню Горбачевой зовут Александра, но своим пассажирам, если вдруг спросят, скажет, что Александр. Она работает «под прикрытием», надев мужской костюм, чтобы не иметь проблем с клиентами, избежать приставаний и снисходительного отношения. Пассажир – Сергей Епишев – подвоха не почувствует, еще что-то пикантное расскажет о женщинах. А вот второму клиенту – Ивану Колесникову, который здесь вроде жениха «кавалерист-девицы» Горбачевой, – весь этот маскарад не нравится. Но в итоге он сам наденет платье своей любимой. Кроме пассажиров есть и еще один персонаж – голосовая помощница Алиса. В трудных обстоятельствах вполне себе героиня. Вот собственно и все. Спасает живое актерское участие и эмоции. Диалог, даже самый остроумный, но не одухотворенный, сам по себе кино не делает.

Вам также может понравиться