Невеселый прогноз экспертов: треть российских компаний ждет гибель

Около миллиона компаний малого и среднего бизнеса могут уйти с рынка или, попросту говоря, схватиться до конца лета текущего года. Такие данные обнародовала «Опора России». Ранее, в ходе социологических исследований выяснилось, что треть предпринимателей увидели угрозу краха их бизнеса уже этой осенью – после того, как мораторий на банкротство будет отменено. По данным Центра стратегических разработок, наибольшая угроза нависла над компаниями, работающими в сферах непродовольственной торговли и услуг.

фото: pixabay.com

В России, если верить официальной статистике, всего около 5,5 млн. малых и средних предприятий (включая ИП). До конца текущего года значительная часть из них не дотянут: об этом свидетельствуют свежие исследования и соцопросы предпринимателей. Разнятся только цифры: кто-то «осуждает к смерти» 10% всех компаний малого и среднего бизнеса, кто-то свыше 30%. Например, по данным опроса Ernst & Young, в России каждая десятая компания находится на грани закрытия, а более половины (51%) сможет продержаться не больше одного-трех месяцев в текущем режиме ограничений, введенных за пандемии.

Связано это с тем, что приостановление деятельности уже в апреле поставила многие организации в сложную ситуацию — фирмы не имеют оборотных средств, финансовые запасы быстро исчерпываются.

Наибольшие потери, как показывают опросы предпринимателей, несут предприятия гостиничного бизнеса, сферы туризма, услуг, фитнеса. «Как только в октябре будет снято введенное правительством вето на банкротство, прекратить свою деятельность могут около 10% предприятий малого, среднего и макробизнеса – те, у кого оказалось недостаточно средств, чтобы пережить сложный период», — считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. При этом эксперт считает, что меры поддержки правительства — отсрочка налоговых платежей, прямая материальная помощь на выплаты зарплат – помогут большинству организаций вернуться на работу и возобновить прежние обороты уже в следующем году.

Эксперт ссылается на опыт «мирного времени»: если закрывается кафе, ресторан или салон красоты, то очень часто на том же месте сразу открываются аналогичные предприятия – часто с теми же работниками и собственниками. Так что банкротство – это не всегда закрытие и увольнение людей. Очень часто оно предусматривает в России лишь смену собственников и названия предприятия.

Тем не менее, эксперты прогнозируют рост глобального рынка слияний и поглощений уже с июля. Те, что выжили в период пандемии компании начнут массово скупать банкротов, число которых будет множиться примерно так же, как число инфицированных в апреле.

Мерить числом предприятий экономику России неверно, потому что вклад каждого предприятия в хозяйственную деятельность того или иного региона страны разный, говорит Александр Разуваев, руководитель ИАЦ «Альпари». Поэтому эксперт считает более корректным считать грядущий вреда не числом компаний, которые ушли с рынка, а снижением валового продукта.

«По моей пессимистической оценкой страна недосчитается 3-4% ВВП в 2020 году. Будет всплеск безработицы, но она рассосется уже в текущем году, — считает он. — Спрос на услуги ресторанов, а также компаний индустрии красоты и развлечений всегда стабильный. В курортных и туристических центрах России в начале июля будет восстанавливаться туристический поток. А вместе и вся соответствующая инфраструктура».

Несмотря на разницу в оценках, опрошенные «МК» эксперты сошлись во мнении, что многие компании из сферы услуг, потребительского сектора, развлекательного и развлекательного цеха могут не пережить последствий пандемии. В то же время, они убеждены, что «пейзаж после битвы» не будет напоминать пустыню. Спрос в этих «народных» секторах есть всегда. Итак, на место банкротов придут другие игроки – те, кому повезет пережить период пандемии с меньшими потерями или вовсе без них. Ну а дальше уже для тех, кто выжил и снова пришли встанет вопрос рентабельности в новых, посткоронавирусных условиях. Кинотеатры, театры, могут поднять ценник на 10-20%, а кафе и рестораны, например, сократят размеры порции еды, чтобы не повышать стоимость. Каждый будет выживать по-своему.

Вам также может понравиться