Новое прочтение «Мертвых душ»: Цыганов сменит Деревянко

О том, что Григорий Константинопольский будет экранизировать поэму Гоголя «Мертвые души», было известно еще год назад. Он сам об этом рассказал, представляя на сочинском «Кинотавре» свой фильм «Гроза» по пьесе Островского. Новость прошла почти незаметно, зато теперь в условиях карантина, когда любое сказанное слово приобретает совсем другой размах, сенсационно прозвучал список актеров, которых Константинопольский пригласил в свой проект. Евгений Цыганов сыграет Чичикова, а Елена Коренева — Коробочку. Действительно — бомба.

Фото: instagram.com / tsyganovevgeniy

На роль Собакевича приглашен Александр Робак. Манилова сыграет Дмитрий Дюжев, Ноздрева — Тимофей Трибунцев, Плюшкина — Михаил Ефремов. Планировалось начать съемки в мае — начале июня, когда цветут сирень, яблони и вишни. Буйная весна должна была перейти в лето. Но пандемия разрушила все планы. Не исключено, что роли чиновников могут разойтись между людьми, которые не имеют к актерскому делу прямого отношения. Так уже было когда-то, когда Константинопольский снимал «Русского беса» — свободную импровизацию на тему «Преступления и наказания» и «Бесов» Достоевского с современным Раскольниковым — Иваном Макаревичем. Денег на картину не было, и замысел удалось реализовать через шесть или семь лет. Приходилось снимать, не имея даже нормального света. Ходили слухи, что Константинопольский продает роли тем, кто готов вложиться в картину. Почти так и оказалось: акционеры действительно снимались и отлично справились с новым для себя делом.

Константинопольский — опытный боец и очень одаренный кинематографист. У него голова устроена особым образом, фантазии — через край, что иногда работает во вред. Но только после успеха сериала «Пьяная фирма» у продюсеров словно открылись глаза, и они стали ему доверять.

«Мертвые души» экранизировались у нас четыре раза с большими интервалами. В 1909 году под руководством российского предпринимателя и пионера отечественного кинопроизводства Александра Ханжонкова в железнодорожном клубе снимались сцены из «Мертвых душ». Как режиссер короткометражной картины был приглашен Петр Чардынин. Он же сыграл Ноздрева. А роль Чичикова досталась Ивану Камскому. Ханжонков признал этот опыт не вполне удачным.

Только в 1960 году Леонид Трауберг вернулся к «Мертвым душам», сняв фильм знаменитого спектакля Московского художественного театра с прекрасным и слегка подзабытых Владимиром Белокуровым в роли Чичикова. Коробочку сыграла Анастасия Зуева, Ноздрева — Борис Ливанов, Собакевича — Алексей Грибов. В 1984-м классик советского кино Михаил Швейцер сделал пятисерийный фильм «Мертвые души» с Александром Калягиным в роли Чичикова, Юрием Богатыревым — Маниловым, Тамарой Носовой — Коробочкой, Иннокентием Смоктуновским — Плюшкиным. Это было очень новаторское прочтение поэмы Гоголя.

В 2005-м вышло восьмисерийное «Дело о «Мертвых душах» Павла Лунгина по сценарию Юрия Арабова, где гоголевские герои в аутентичных костюмах стали вполне современными людьми и свободно путешествовали из одного произведения Гоголя в другое. Чичиковых оказалось фактически два. Главного Павла Ивановича сыграл Константин Хабенский, а его тень, или, как скажет Лунгин, «охотника за чертом» — Павел Деревянко. Его герой — коллежский регистратор из Петербурга Иван Афанасьевич Шиллер, напоминал Акакия Акакиевича, — едет в городе N расследовать дело пропавшего из тюрьмы мошенника Чичикова. Наведываясь к помещикам, он постепенно трансформируется в Хлестакова, а затем и Чичикова.

От Григория Константинопольского можно ждать еще более радикальной трактовки. В «Грозе» у него все молодые. Екатерина Любови Аксеновой — обычная современная девушка, а Кабаниха в исполнении Виктории Толстогановой имеет ресторанный бизнес. Алиса Хазанова сыграла Барыню (ту, что у Островского — старая 70 лет) с депутатским мандатом. Мария Шалаева стала лающей Феклушей, которая участвует в «Битве экстрасенсов». Режиссер ей объяснял суть роли так: «Ты же Геббельс». Кулигин Ивана Макаревича исполняет ею же написанный рэп и допоется до того, что отнесут его инопланетяне.

К «Мертвым душам» вполне применимы слова Константинопольского, сказанные о «Грозе»: «В России за 10 лет меняется все, а за 200 — ничего». Когда Алексей Герман-старший сказал, что у Гоголя надо искать код русской жизни, и вспомнил, как, оказавшись в небольшом городке, рассматривал лужу со свиньей, к нему подошел милиционер и поинтересовался: «Считаете нас дырой?» «Если говорить о «Хрусталеве» (фильм «Хрусталев, машину!»), то мы снимали Гоголя, только никто, кроме Кончаловского, этого не понял. Мы пытались снять Гоголя сталинского времени».

В планах Григория Константинопольского — «Евгений Онегин». Но здесь у него есть конкурент. Экранизировать «Евгения Онегина» в ближайшее время намерена и Сарик Андреасян. Вынести двух «Онегиных» российской киноиндустрии будет трудно.

Вам также может понравиться