Новую рекомендацию Роспотребнадзора в театрах назвали выстрелом в голову

Наконец-то российские театры дождались документа Роспотребнадзора, который он составил вместе с Министерством культуры. Он регламентирует работу театров по приему зрителей и показа спектаклей. Датированный 21 июля, в театры однако он пришел через несколько дней – как раз под самые выходные. Видимо, чтобы у руководителей храмов искусств было время прийти в себя после прочтения долгожданного документа.

Фото: helikon.ru

С одной стороны, вроде бы ничего нового: уже привычные для всех маски – без них зрителей не допустят в театр или на концерт. Но к тому же , театры теперь должны еще и позаботиться о том, чтобы публика имела возможность купить их на месте. С бесконтактной формой оплаты билетов тоже все понятно, и никто спорить не будет: угроза коронавируса за четыре с половиной месяца отучила нас от налика. Даже театральные бинокли отныне будут обрабатываться после каждого посетителя, а к нему, то есть оптического прибора, при выдаче обязательно будет возложена дезинфицирующая салфетка.

Зрители явно расстроятся, что про буфет в антракте придется забыть – продажа продуктов питания запрещено: можно купить только воду и напитки в промышленной упаковке. Ну а уж как расстроятся сами театры, для которых буфет – и традиция, и статья дохода. В общем бокал шампанского до спектакля или в антракте – ни-ни!

И все это можно пережить, отправляясь на спектакль/оперу/ балет – в конце концов, наша собственная безопасность прежде всего. Но как быть с самим духовным «продуктом», ради которого люди и идут в театр? А вот тут вопрос: рекомендации Роспотребнадзора ставят под угрозу качество исполнения и даже саму возможность проведения спектакля.

Судите сами: директор Крупного, художественный руководитель «Геликон-оперы» или «Новой оперы» читают важную бумагу и своим глазам не верят – «исключаются спектакли с массовыми и хоровыми сценами». Извините, ведь оперы держатся на хорах, вся мировая музыкальная культура на них построена – Чайковского, Верди, Мусоргский, Римский-Корсаков, Шостакович, Пуччини и другие…Что же это получается, опера «Набукко» без «Хора пленных иудеев» будет? Спасибо – не надо, верние деньги!

Или как будет звучать оркестр при предлагаемой рассадке на репетициях или непосредственно во время спектакля? А рекомендовано следующее: на репетициях расстояние между группами струнников – не менее 1,5 метра, между ударниками, клавишниками и арфистами. А вот между духовыми группами должно быть не менее двух. К тому же, перед ними установят защитные экраны, «выступающие над раструбами соответствующих инструментов». Дирижера отодвинут от музыкантов на два метра (во время репетиции), и на полтора во время спектакля. Непосредственно во время спектакля вроде бы должна сохраняться традиционная рассадка музыкантов, но с экранами у духовиков, что, несомненно, скажется на качестве звучания оркестра и не в лучшую сторону.

Понятно, что жертвами №1 при новой постановке дела станут музыкальные театра. Звоним худруку «Геликон-оперы» Дмитрию Бертману.

Новую рекомендацию Роспотребнадзора в театрах назвали выстрелом в голову

-То, чем мы занимаемся, мы посвятили всю жизнь. В певцов, музыкантов нет в руках другой работы, а пандемия, которая обрушилась на весь мир, взорвала привычные правила. Но эти рекомендации – как выстрел в голову.

-В новых реалиях, уже понятно, без рекомендаций нам дальше не жить и не работать. Но наиболее опасные или даже ошибочные с твоей точки зрения?

-Все что касается охраны публики и ее безопасности, тут все правильно. И мы должны и будем выполнять все, что приказывает театрам Роспотребнадзором. Что же касается непосредственно подготовки и проведения спектаклей, особенно в музыкальном театре, все очень сложно и не так однозначно. Во-первых, наши репетиционные залы не обладают такими площадями, чтобы посадить музыкантов на расстоянии друг от друга в полтора-два метра. И второе, самое важное: как режиссер, я могу сделать адаптацию спектакля, но ликвидировать хор – значит ликвидировать весь репертуар оперного театра. Опера – это хоры. Скажем, невозможно сыграть «Евгения Онегина» без таких больших массовых сцен, как «Лариных Бал» и «Бал в Петербурге».

-Но что делать, раз такая ситуация с короновирусом? Надо же пойти на какие-то жертвы или это совсем невозможно? Реальность диктует компромиссы.

– В ущерб качеству, конечно, можно сократить количество музыкантов в оркестровой яме или численность хора на сцене, но исключать массовые сцены невозможно. Для драматических театров такие сцены – редкость, а для музыкальных – норма: оперы – хор, в балете – кордебалет.

– Как расстояние между музыкантами влияет на звучание оркестра?

– Однозначно влияет: при расстоянии полтора-два метра не будет смешиваться звук, а музыканты должны слышать друг друга, только тогда возникает правильное звучание партитуры. Это специфика музыкального театра и ее можно не учитывать.

-Если появились рекомендации, значит жди требований, произведенных на их основе. А значит, жди проверяют выполнение этих требований. Вот если вы не сможете соответствовать требованиям, что тогда?

-Здесь важно понимать: если театр работает, значит он должны обеспечивать заработок. Если невозможно будет работать, то… Единственное мы надеемся, что Москва будет нас поддерживать, как поддерживала весь карантинный период. Хочу сказать, что Совет художественных руководителей московских театров вместе с Департаментом культуры Москвы почти месяц работал над предложениями относительно условий работы в этот сложный период. Там есть варианты, но нет слова «исключить». И наши предложения мы направили в московский Ротпоребнадзор. И мы уверены, что Москва, как всегда, не отнесется формально к этим предложениям.Москва первая объявила об открытии театров с 1 августа.

А вот мнение Дмитрия Сибирцева, директора театра «Новая Опера»:

– Как музыкант, могу сказать, что среди рекомендаций есть вещи совсем мало реальные. Например, нельзя людям совсем не контактировать в каких сценах спектакля. Тогда проще уже полностью перейти на концертное исполнение и не мучиться. Не понимаю, чем мы отличаемся от тех же футболистов. Так, они выходят из разных дверей, а потом полтора часа хватают друг друга.Понятно, что новые правила вызывают определенный протест у музыкантов. Но артисты в этой ситуации – самые дисциплинированные люди. А будут зрители соблюдать рекомендации? Я не уверен. В любом случае мы выиграем время, за которое, надеюсь, появится вакцина от вируса».

А между тем, пока худруки и директора московских театров ломают голову как быть, Валерий Гергиев еще до объявления всяких рекомендаций открыл сезон и преспокойно на половину зала играл свои спектакли на исторической сцене. А буквально на днях его театр еще и отправляется в Италию с гастролями.

Вам также может понравиться