Олег Меньшиков возобновил репетиции в Театре Ермоловой

Как только сняли карантин, Театр имени Ермоловой одним из первых возобновил репетиционный процесс. Причем везде — на основной сцене, на малой и в репетиционных комнатах. И вроде бы никакого карантина и не было вовсе, никто не самоизолировался — театральная жизнь кипит, не сбавляя градуса. Во-первых, потому что надо многое успеть: следующий сезон в Ермоловском особый — 95-й, юбилейный, внутри которого еще несколько важных дат. Не сезон, а сплошной Юбилей Юбилеевич Юбилеев. А во-вторых, Олег Меньшиков в карантинном штиле жить не умеет. И не хочет.

фото: Наталия Губернаторова

Впрочем, Олег Меньшиков, который не выносит пафосной трескотни, на даты смотрит с пугающим равнодушием. Ну да, ну 95 лет Ермоловскому. Ну да, его судьба непростая (а где вы видели театр с простым или счастливой судьбой?). К тому же в конце августа исполнится 90 лет Владимиру Андрееву, почетному президенту театра, замечательному художник и педагог. Да и у самого Олега Евгеньевича в ноябре кругленькая дата. Настроение сейчас у него цвета «вещь в себе». Погружен в материал и шифруется.

— «Юбилей» такое жирное слово, оно заставляет всех говорить дежурные слова, а не хочется произносить, — говорит он. — Они отдают фальшью, а «фальш» не наше слово. Хочется, чтобы все задуманное получилось, но будем реалистами: пришел коронавирус, и все остановилось. Поэтому живем и работаем сегодня, здесь и сейчас. Точка.

— Олег, ты в юбилейный сезон делаешь, как я посмотрю, ставку на молодых. Неизвестные имена. А публика ищет известны. Твое имя хочет видеть на афише, и с чем-то новеньким.

— Мое еще увидит. Молодые и неизвестные, говоришь? А я не боюсь рисковать. Вот сейчас на большую сцену сразу после отмены карантина вышел Дима Акриш, а на малой завершит работу Окунев Сергей — он ставит пьесу «Рэйп ми» Ирины Васьковской. Все мы когда-то были молодыми, и если бы нам тогда не дали шанс… кто знает, говорили бы мы сейчас с тобой здесь.

Итак, ермоловская машина запущена и спешит набрать обороты до ухода в отпуск трупы в середине июля. Сам Меншиков разрабатывает стратегический план действий: весь карантин только этим и занимался, время от времени нарушая самоизоляцию. Но, к сожалению поклонников артиста, нерадостное сообщение — Олег Евгеньевич на сцену в премьерных спектаклях не планирует выходить. Он — постановщик и точка. Впрочем, зная О. Е., могу сказать: сюрпризов здесь стоит ждать самых неожиданных.

Вперед себя художественный руководитель Ермоловского пропустил молодых — Дмитрий Акриш на большой сцене вовсю ставит спектакль по культовому роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» с Никитой Татаренковым в главной роли. А в это время в репетиционной комнате наверху закручивается интересная история — «Дачники» Горького в постановке Евгения Марчелли. Режиссер вплотную приступил к репетициям. Во время короткого перерыва поговорили с ним.

— Мы вчера оторвались от стола и пробуем массовые картины проходить на ногах, — говорит Марчелли. — Эта пьеса мне дико нравится.

Ногами текст пробуют Кристина Асмус, Даша Мельникова, Стася Милославская, Владимир Зайцев, Олег Филиппчик, Борис Миронов, Анастасия Светлова, Елена Пурис.

Надо сказать, что эта пьеса Максима Горького прямо-таки роковой в судьбе режиссера и будто преследует его, каждый раз выбрасывает с ним разные фокусы. Первые его «Дачники» были в Омске — сатирические, острые, радикальные. «Дачники» №2 повторились в Калининграде, но в еще более радикальной, провокационной версии, за что Марчелли был обвинен во всех моральных грехах, и к делу даже подключилась прокуратура. Артистов и режиссера вызвали к следователям.

— А третья попытка должна была произойти несколько лет назад в МХТ, куда меня позвал Олег Павлович Табаков. Но он тогда попал в больницу, и Марина Зудина, которая репетировала главную роль, все время была при нем. Решили временно отложить работу, а в результате она отменилась насовсем.

Но прошло два с небольшим года, и другой Олег — Меньшиков — предлагает Марчелли сделать именно «Дачников».

Олег Меньшиков возобновил репетиции в Театре Ермоловой

— Женя, «Дачники» в Ермоловском будут еще более радикальными?

— Вовсе нет, у меня другой взгляд на пьесу. Если прежние истории, так получалось, были для меня чисто женские, то сейчас «Дачники» — история мужского и женского свидание, которое бывает раз в жизни и… не приносит им ни-че-го. И борьба идеологий, учений, заложенная в Горького, — лишь фон, совершенно не обязателен. Здесь растянутое время, а не начало прошлого века. Как продолжение «Вишневого сада» — дом с садом продан, и туда приехали «Дачники».

— Или ты просто боишься очередного скандала после Ярославля, когда Волковский театр хотели слить с Александринским?

— Чего мне бояться? Я теперь не отвечаю ни за один театр. Вообще, в каком-то смысле скандал для театра это хорошо. Но сейчас со всеми изменениями в жизни у меня подход к материалу более нежный, что ли. Сегодня я не прикалываюсь, не ерничаю. Я сейчас более свободный и независимый.

— Скажи честно, ты доволен своим нынешним положением свободного художника?

— Для работы над спектаклем, наверное, лучше, когда ты безответственный. Но, с другой стороны, когда тридцать лет руководишь театрами, ты становишься человеком системы. Хочу того или нет, но я тот, кто строит театр, кто хочет создать ее идеальную модель. Ровно год как я свободный художник, и это здорово.

Репетировать нежных «Дачников» будут два месяца, и премьеру обещают сыграть в конце сентября после премьеры «Пролетая над гнездом кукушки». А еще Меньшиков хочет запустить поезд Театра Ермоловой с его историей и современностью.

Вам также может понравиться