Раскрыта биография исполнителя легендарной роли Савранского

Уже на протяжении почти сорока лет этого человека вся страна знает «псевдониму» — фамилии его героя из культового фильма «Покровские ворота». Мы решили приоткрыть завесу тайны над инкогнито самого известного неизвестного артиста советского экрана. Знакомьтесь, неутомимый Савранский.

У этого человека в «Покровских воротах» — роль некоего призрака или «мотокентавра». На протяжении всего фильма его ни разу не называют по имени. Он практически неразлучен со своим «железным конем» и видно в кадре «под маской» — в мотоциклетном шлеме. Он не произносит в течение всей двухсерийной киносаги ни единого слова. Наконец, именно благодаря этому своеобразному герою происходит едва ли не ключевым для смысла фильма эпизод: «телепортация» Хоботова и Мыла с 1950-х по 1980-е годы. А сам Савранский при этом на своем мотоцикле несется с обрыва Воробьевых (впрочем, Ленинских тогда) гор куда-то во вневременное космическое пространство.

Именно поэтому роль и ее исполнитель врезались в память миллионов. Ну а дополнительно сохранить память о нем помогли персонифицированные реплики главных героев фильма: «Догнать Савранского — это утопия!»; «Мой друг Савранский чуть не врезался в самосвал, когда узнал об этой истории»…

Впрочем, говорить о том, что создатели «Покровских ворот» полностью «засекретили» исполнителя роли заядлого мотоциклиста, было бы несправедливо. В титрах к фильму среди прочих мелькает и его фамилия: Л. Машков. Вот только кто же догадается, что это и есть Савранский!

Выйти на след легендарного «мотокентавра» репортеру «МК» помогли произошли в прошлом встречи с Людмилой Кусаковой, которая работала в съемочной группе «Покровских ворот» художником-постановщиком, а также с известными советскими каскадерами Владимиром Жариковым и Олегом Федуловым.

Раскрыта биография исполнителя легендарной роли Савранского

К сожалению, самого Савранского — актера и профессионального каскадера Леонида Вячеславовича Машкова уже давно нет в живых: он умер в начале 2005 года. Однако благодаря рассказам людей, знавших этого человека, удалось восстановить некоторые интересные эпизоды из его биографии, в том числе и киношной.

Леонид Машков родился 78 лет назад — в марте 1942-го. Жил в стареньком домике в кварталах Мещанских улиц, рядом с проспектом Мира. В школе стал посещать кружки юных фотографов и автомобилистов. Увлечение моторами продолжилось и в студенческие времена: учась в Институте нефти, Леонид серьезно занялся мотоспортом. Сначала он посещал секцию мотокросса, потом переориентировался на гонки по льду, а дальше основательно занялся таким забытым ныне видом спорта, как мотобол. Машков даже был несколько раз призером чемпионата СССР и впоследствии стал работать тренером мотобольной сборной Москвы. В общем, на мотоциклы он подсел основательно. А еще с молодых лет в его жизни появилось кино…

Судя по рассказам его знакомых, сам Леонид Вячеславович, за давностью лет даже не мог назвать год, когда он впервые оказался на съемочной площадке. Вспоминал только, что это было в студенческие времена: кто-то из приятелей предложил подхалтурить в массовке. Хорошее начало. Неожиданно у парня проснулась тяга к сценическому действу. В какой-то период он даже продвинулся по карьерной лестнице и перешел из массовки в театральные актеры: стал играть микророли третьего и даже четвертого плана в Театре имени Моссовета. Рассказывал потом, что однажды в одном из эпизодов был партнером по сцене самого Ростислава Плятта!

Впрочем, этот «театральный роман» скоро закончился. Перевесила любовь к мотоциклу, колесной техники. И Машков стал активно сотрудничать с киностудиями, работая на съемках авто – и мотокаскадером. Выполнял проезды, а порой даже рискованные «пролеты» в отдельных эпизодах. Всего в его послужном каскадерском списке набралось около 90 картин.

Но в некоторых случаях Леониду Машкову режиссеры предлагали не просто выполнить какие-то мимолетные трюки, но и сыграть в картине маленькую роль человека на мотоцикле или автомобиле. Самой знаменитой, прославившей его на всю страну (хоть и заочно), стала, конечно, роль Савранского в «Покровских воротах».

Теперь уже в подробностях не узнать, как Машков оказался на съемочной площадке этого чудо-фильма. В памяти его знакомых сохранились лишь очень скупые воспоминания самого Леонида Вячеславовича: он числился в картотеке трюкового отдела киностудии, и именно его карточку выбрала сотрудница, занимаясь поисками подходящего человека для съемок в фильме по сценарию Леонида Зорина. Машков почитал сценарий, прикинул свои возможности — и дал согласие. После этого уже окончательное «добро» на превращение актера-каскадера в Савранском после личной встречи с ним дал режиссер-постановщик Михаил Козаков.

Раскрыта биография исполнителя легендарной роли Савранского

Ну а результат всего этого мы прекрасно знаем. Дотошные фанаты «Покровских ворот» даже подсчитали, что Машков-Савранский появляется в фильме в десяти эпизодах — в общей сложности в течение почти 220 секунд. Практически все это время он остается в шлеме, но если очень захотеть, можно выудить из ряда кинокадров крошечный кусочек, где «мотокентавр» все-таки запечатлен в тот момент, когда эти «доспехи» не мешают увидеть его лицо.

Минута славы пришла к Машкову во время съемок больничных эпизодов. Снимали на натуре — в просторном парке физкультурного диспансера на улице Чкалова. И тут такое совпадение: именно в этом медучреждении Машкову за несколько месяцев до того делали операцию на поврежденном мениске. Теперь многие врачи и медсестры его узнавали, восхищались его нынешним актерским статусом, даже автографы брали…

Это крупнейший машковский плюс в съемочной эпопеи «Покровских ворот». А самый большой минус, как считал сам Леонид Вячеславович, — то, что из окончательного варианта картины вырезали большую часть его фантастического полета над долиной Москвы-реки в финале фильма. Эффектными кадрами пришлось пожертвовать при монтаже, чтобы уложиться в выделенный хронометраж.

Из разговора с художником-постановщиком Людмилой Кусаковой (к сожалению, на днях она тоже ушла из жизни) ваш корреспондент узнал о том, как снимали этот полет. Был установлен большой экран, на который проецировали кадры окрестностей Ленинских гор, снятые с высоты, а перед экраном на специальном креплении находился мотоцикл, как бы подвешенный в воздухе. Заднее колесо вращалось от мотора, а переднее пришлось крутить вручную ассистенту режиссера.

Судя из скупых биографических справках, кроме «Покровских ворот» в фильмографии Леонида Машкова еще 7 картин, где он сыграл маленькие эпизодические роли. Среди них — и очень известные ленты: «Кин-дза-дза», «Небеса обетованные», «Старые клячи»…

На съемках одной из картин с Машковым произошел эпизод, который «навлек» Костик из «Покровских ворот». Помните фразу о том, как «Савранский чуть не врезался в самосвал»? Так вот, Леониду Вячеславовичу во время одного из дублей «повезло» чуть не врезаться в трамвай. По сценарию, в этой сцене его герой должен был прыгнуть на мотоцикле через рельсы перед самой «мордой» катится трамвайного вагона. Первые несколько дублей не устроили режиссера: ему казалось, что эффект не тот — трамвай катится слишком далеко от мотоциклиста. «Давай еще раз! Чтобы трамвай был ближе!» Ну и сделали ближе…

Машков рассказывал, что, уезжая на приличной скрости до места, где должен был взлететь с бугорка над рельсами, он в последний момент успел заметить, что вагон находится уже в нескольких метрах и быстро надвигается. Тормозить было поздно: обязательно врежешься в железный борт. Тогда опытный каскадер прибавил газу и взлетел на своем мотоцикле перед лобовым стеклом трамвая. Думал, что все-таки не избежать столкновения — удара по заднему колесу, и тогда травма гарантирована. Но в итоге все обошлось: трамвай и разминулись мотоцикл в считанных миллиметрах друг от друга.

Самое обидное, что рискованная съемка пропала даром: эффектный эпизод не удалось зафиксировать на пленку, так как операторы ошиблись с установлением режима работы кинокамеры. А уж повторять еще раз никто не рискнул. После машковского «почти тарана», едва не завершился трагедией, вся съемочная группа оказалась на грани нервного срыва, и на этом было решено съемочный день вообще завершить.

Вам также может понравиться