Режиссер Прошкин снимает вестерн, предложенный Виктором Черномырдиным

25 марта Александру Прошкину, снявший такие легендарные фильмы, как «Холодное лето пятьдесят третьего», «Михайло Ломоносов», «Живи и помни», «Русский бунт», «Доктор Живаго», «Чудо», «Райские кущи», исполняется 80 лет. И это тот редкий случай, когда режиссер в таком почтенном возрасте продолжает снимать энергичное и живое кино. Вот и теперь, кажется, юбилей (и какой!), а он весь в работе — заканчивает картину «Сарматы». Правда, на время эпидемии пришлось немного притормозить. Мы разговаривали накануне юбилея о том, как завершается работа над «Сарматами».

Александр Прошкин и оператор Шандор Беркеши на съемках фильма «Сарматы». Фото: Фото со съемок фильма «Сарматы»

— Съемки завершены, идет постпродакшн?

— Так, мы должны приступить к перезаписи. Но пока не знаю, будет ли работать «Мосфильм». Скорее всего, перезапись у нас перенесется. Сейчас бессмысленно говорить о картине, надо закончить фильм. Тогда будет понятно, что там получилось. Я даже название никак не могу придумать. Пока идет эпидемия коронавируса, никому ничего не нужно. Жду, когда психоз спадет.

— То есть вы пока дома на карантине? Но юбилей никто не отменял.

— Его, можно сказать, и нет. Из-за коронавируса.

— Готовились торжества с размахом?

— Нет, конечно. Но сейчас даже семью не могу собрать из-за эпидемии.

В жарком августе прошлого года Александр Прошкин отправился в оренбургские степи снимать вестерн, где будут «сильные мужчины и красивые женщины, любовь, вражда и кровь». Группа работала в Оренбурге, в одном из сел Саракташского района, на Боевой горе под Соль-Илецком. Сарматы — кочевой народ, ираноязычные племена, населявшие степи Евразии от Дуная до Алтая начиная с IV века до н. е. Недавно золото сарматов пополнило коллекцию Оренбургского историко-краеведческого музея. Так что все это живая реальность, окутанная множеством мифов, которые использовал в своей картине режиссер.

Его знакомство с Оренбургом началось в конце 1990-х, когда он приступил к экранизации пушкинской «Капитанской дочки» — «Русского бунта». Еще несколько лет назад на место съемок, где сохранились деревянные декорации Белогорской крепости, ездили на экскурсии. Затем он снимал в тех краях «Трио». Ветры там гуляют такие, что не услышишь стоящего поблизости человека.

Идею «Сарматов» подсказал Прошкину Виктор Черномырдин, уверен в том, что нефтяная лихорадка пройдет и начнется борьба за землю. А в оренбургских степях выращивают ценные сорта пшеницы, из которой производят даже итальянские спагетти. У «Сарматов» вокруг земли и развернутся события. Действие происходит в наши дни, и, как это бывает у Прошкина, в центре повествования оказываются молодые женщины. Две сестры — археолог и мастер по конному спорту. Их отец убит, и им придется отстаивать право на оставшееся после него землю. Одну из сестер сыграла Каролина Андоленко — актриса Московского губернского театра. Она отмечена фестивальной наградой за роль в картине «Переводчик» Андрея Прошкина — сына Александра Анатольевича. Интересно, что актеры, открытые отцом, часто потом переходят к сыну, и наоборот. Вторую сестру сыграла Марина Васильева, знакомая по фильмам Нигины Сайфуллаевой («Как меня зовут» и «Верность»), Андрея Звягинцева («Нелюбовь»). Сестрам приходится иметь дело с местным олигархом, роль которого сыграл Виктор Сухоруков.

Как это бывает у Прошкина, наряду с повседневными событиями происходят и мистические. Вспомним его «Чудо», где девушка внезапно окаменела, и к ней потянулись верующие. А у героини «Охраны» случается непорочное зачатие: физической близости с мужем не было, а ребенок должен появиться. У «Сарматов» есть сцена таинственной языческой молитвы — в видениях героев возникнут сцены с участием древних сарматов.

Снимались в фильме не только московские артисты, но и из Оренбургского драматического театра им. М. Горького, Татарского драмтеатра им. Файзи, студенты местного института искусств, непрофессиональные актеры. Кому-то пришлось брать уроки верховой езды, поскольку сарматы — кочевой народ. Под маркой фильма активизировались мошенники, которые объявили кастинг на эпизодические роли и потребовали от его участников по 250 рублей. Происходило это после того, как съемки завершились, но люди попадали в ловушку.

Снимал фильм оператор Шандор Беркеши. А на площадке вместе с Александром Прошкиным работал специально приглашенный якутский режиссер Степан Бурнашев, известный по зомби-апокалипсису «Республика Z». Он-то и порекомендовал Прошкину красавицу-актрису из театра «Олонхо» Ньургуйаану Маркову.

Мы беседуем с Василием Мищенко. Он сыграл в «Сарматов» роль человека, помогает сестрам в их борьбе с олигархом, одного их погибшего отца.

— Как работалось в оренбургской степи?

— Это вестерн. У меня роль небольшая, но когда какие-то крохи получаются, радуешься, что что-то удалось. Главное, чтобы в целом все это получилось. Я никогда раньше не работал с Александром Анатольевичем. Впервые мы пересеклись в Питере на фестивале «Виват, кино России!» Он подошел со словами: «Василий, у меня с собой сценарий. Прочитайте. Там есть одна роль. Если вам понравится, то я вас уверяю». Но с таким мастером я согласен на любую роль. Еще не прочитав сценарий, заочно сказал ему «да». Мне интересно, как мастер работает. Я и к Марлену Хуциеву приезжал на площадку. А как же? Надо учиться у стариков, пока они в рабочем состоянии. Где потом такое увидишь? Кто это тебе расскажет?

— В Оренбурге Прошкин — почти национальный герой.

— Я спрашивал у него: «чего Вы сюда приезжаете? На Дону, где я родился, какие места!» — У него же жена с Дона, казачка. — «Почему в наших степях не снимаете?» Он ответил: «Здесь мне лучше». Его там знают. Наверное, так легче общаться.

— В жизни Александр Анатольевич — милый и трогательный человек. А на площадке он, наверное, — кремень? Как проявляется то, что он актер по первой профессии?

— Он жесткий, хотя не срывается. За твердость в каждом слове, которое он произносит спокойно, понимаешь, что должно быть так, а по-другому никак. Мы с ним в какой-то степени родственные души. Я ведь тоже, будучи актером, снимаю как режиссер. И мне понятна его твердость, настойчивость. Кроме режиссуры, которую он в голове держит весь фильм, он еще каждую роль знает и дает ей направление, характеристику. А актер через свою органику, психофизику все это дело переваривает. Я понимал его природу и задачи. Другое дело — мог как актер воплотить. Но я старался как мог, чтобы не подвести. Исполнительниц главных ролей я до этого не знал. Молодых на площадке было много, даже из Якутии приезжала актриса. Александр Анатольевич любит фактуру. Он все время говорил: «Вась, посмотри, какие лица». Он прав: они настолько живые, в них настоящая жизнь. Главное, чтобы мы им отвечали, находясь рядом.

Вам также может понравиться