Руководители театров поспорили о взаимоотношениях с властью

Директора и художественные руководители российских театров приняли участие в виртуальном круглом столе «Как творца отстоять свое честное имя: художественная и экономическая оценка театральной деятельности». Организатором выступил Союз театральный деятелей и журнал «ТЕАТР». Поводом онлайн-собрания стал обвинительный приговор по делу «Седьмой студии», но обсуждение вышло за пределы известного скандального процесса и местами проходила на повышенных тонах.

фото: facebook.com

Кирилл Крок

Главным источником спора оказалось оценка деятельности Министерства культуры и вообще взаимоотношения театров с властями. Крайне эмоционально выступил художественный руководитель и директор Воронежского Камерного театра Михаил Бычков. Он раскритиковал законопроект Минкульта «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о культуре», в котором предусматривается разграничение полномочий между директором и художественным руководителем театра.

– Директор театра, которому будет поручено финансы и который будет нести за них ответственность – это чиновник, нанятый и встроенный в вертикаль исполнительной власти, который стоит по струнке перед учредителем и который будет делать то, что говорит ему основатель, то есть орган управления – считает Бычков – Вчера он был заместителем директора зоопарка, позавчера руководил музеем диорамы, завтра возглавит заповедник, а сегодня театр. Он будет распределителем средств, от которых хотят защитить художника. Не должна быть одна единая однообразная модель управления театром.

Бычков также заявил, что культура сегодня встроена в сферу услуг, а потому отношение к ней и власти, и общества соответствующее.

– Мне кажется, что власти это выгодно. К нам можно предъявить такие же претензии, как неправильно подстриженной бородой, несвежему продукту. Нас встроили в систему и услуг и распространили на нас эту логику и логику нашей экономики, где все построено на коррупции и откатах. Теперь я ежемесячно должен доказывать, что я не коррупционер, что я не даю взятки. То, что от руководителя театра сегодня требуется доказательство, что он не живет, как эти волки, раздербанившие российскую экономику и ресурсы – это факт, и это унизительно.

Бычков напомнил о проекте закона «О культуре», в котором она признается уникальной и выводится из сферы регулирования экономики и обслуживания. На нее не распространяются КЗОТ, а культура регулируется отдельными правовыми актами. Однако, по словам художественного руководителя Воронежского Камерного театра, принятие проекта тормозящие силы, которые хотят внедрить культуру в «вертикаль подчинения» и «директоров-исполнителей».

Несколько иначе видит ситуацию директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок. Оговорившись, что разделяет с коллегами все опасения и тревоги, он заявил, что не согласен с тем, что Минкульт не прислушивается к театрального сообщества. Шаг напомнил, что в свое время еще в прошлом составе ведомства была разослана директива, что все федеральные театры должны перейти к двуначалию, но сообществу удалось убедить тогдашнего министра Мединского, что театры не будут менять свой устав.

– Напомню всем десятилетнее прошлое, когда был страшный 96-ой федеральный закон, который вводил обязательные конкурсные процедуры на изготовление, декораций, костюмов, и всего, что только можно придумать. Тогда наш театр пришла Эльвира Набиулиуна, которая была министром экономического развития. В антракте я обратился к ней с просьбой, что нужно менять ситуацию и привел все доводы. В итоге при нашей помощи внесли поправки в закон и сценически-постановочные средства, создания, экспонирования спектакля, художественных продуктов вывели из-под действия этого пресловутого закона.

Крок вспомнил и об изменениях в 44-ФЗ о госзакупках, которые удалось достичь благодаря сотрудничеству с комитетом по культуре в Госдуме.

– Давайте поменьше спекуляций. Художники пусть занимаются созданием визуального образа спектакля, а не рассказывают, как и почему нельзя в Интернете купить необходимую мебель и реквизит к спектаклю. Мне смешно это читать и слушать. Это абсурд. Занимайтесь, господа, своим делом! – эмоционально подытожил Шаг.

В свою очередь художественный руководитель БДТ им. Товстоногова Андрей Могучий отметил, что театры все чаще сталкиваются с противоречием бюрократического строя и художественного процесса. По его словам, необходимо подчинить систему финансового, административного, управления театрами художественной воли.

О роли прессы и экспертов в оценке того или иного театра говорила главный редактор журнала «ТЕАТР» Марина Давыдова. Дела с этой экспертной оценкой, считает она, сегодня очень плохие, как и с независимой театральной критикой. «Практически убиты отделы культуры в ведущих газетах и журналах», – заявила Давыдова.

Во многом справедливы слова главреда профильного издания, но от себя добавлю, что в «МК» культура занимает ведущие позиции.

Вам также может понравиться