Создателю уникальных фарфоровых инсталляций помогает бешеный рок-н-ролл

После снятия или смягчения режима самоизоляции народ хлынул на улицы и начал собираться в отпуска. Люди устали сидеть в четырех стенах. Но есть и те, для кого самоизоляция – норма. Для художника Андрея Черкасова уединения – часть обычной жизни, что бы не происходило вокруг. В своей мастерской он создает из фарфора села и города – целые миры.

Его керамические установки не имеют аналогов в современном искусстве. Сегодня проект «Искусство Бытия» отправился в его необычную студию.

Фото предоставлено Андреем Черкасовым

После окончания Суриковского института в 1982 году Андрей Черкасов больше 15 лет работал как монументалист, создавая проекты художественного оформления зданий. Но однажды его жизнь круто изменилась.

Приятель попросил слепить несколько сувениров, а Андрей увлекся серьезно. Через несколько лет его первые авторские эксперименты вылились в отдельное направление, который много шире, чем декоративно-прикладное искусство – это фарфоровый концептуализм. Представьте: целая улица из разноформатных домиков, по которым ходят люди, бегают дети, несутся санки. Десятки зданий и персонажей.

У каждого мира – свое время и настроение. У каждого героя – свой характер. Будь то девушка в платке, которая несет ведра с водой в дом, священник, ведущий крестный ход, или кошка на завалинке. Эти фарфоровые реконструкции прошлых эпох – не просто ностальгия, а попытка анализа времени, его ритма, уклада жизни. Черкасов считает, что только так и можно осознать и проанализировать прошлое.

Создателю уникальных фарфоровых инсталляций помогает бешеный рок-н-ролл

На создание объектов уходят годы. Это очень кропотливый труд, требующий, с одной стороны, ювелирной точности, с другой – масштабность мышления и точки зрения проектировщика. Как создается фарфоровая Россия, Андрей Черкасов рассказал «МК».

– Какова ваша личная территория творчества? Какое это пространство, его настроение, напиток? Имеет ли значение размер, цвет стен, вид из окна, отсутствие или присутствие дополнительных атрибутов?

– Сейчас, с годами, годится любой прочно обжитое мной пространство, чтобы под рукой было все необходимое для работы, и чтобы не задумываться, где что лежит. С обязательной возможностью уединиться надолго и остаться со своими мыслями и «фантазиями».

Замкнутость, возможность не отвлекаться ни на что по несколько дней подряд. А желательно – и жить в мастерской или, по крайней мере, чтобы находиться от дома в пределах получаса.

Дома и с родными – это всегда напряг, даже если они очень деликатные и все понимают. Размер, цвет и остальное не имеет значения. Обязательно должен быть чай. Желательно – картофель. Остальное нанизывается по ходу.

По молодости обживал новые места быстро. Даже прикольно было: затаскиваешь рабочее барахло в пустую коробку (на стройке, например) – и вот он твой дом и мастерская на много месяцев. Монументалка определяла формат – приехал, завез, работаешь, спишь, ешь. Пока не закончишь. А это и год бывает.

Создателю уникальных фарфоровых инсталляций помогает бешеный рок-н-ролл

Керамика, которой теперь занимаюсь, требует размеренности, стабильности и рассудительности. На годы – в моем случае длинных проектов. Странным образом мастерской оказалась комната в некогда почти безлюдном полуподвале спортшколы. Со временем он заселился, порой даже очень густо заселен, но мне как-то удавалось удерживаться вне формата. Потом пришлось прописаться в штат и выполнять обязанности кладовщика. Так уже много лет и разделяю жизнь на работу и службу. Ради мастерской, ради привычного, обжитого места – приходится.

– Важно ли для вас одиночество во время работы в мастерской? Можете ли вы работать, если рядом находится кто-то еще?

– Когда делал монументалку, научился не замечать посторонних. В школе работает или на фасаде над улицей. Но отчасти там позволял отказываться от реальности масштаб, грязь, движение, высокие леса или хотя бы козлы. С керамической ювелиркой это не очень совместимо. Всякое отвлечение, даже ненадолго, обрывает начатую мысль. Это раздражает. Если рядом друзья – раздражения нет, но и работать в полную силу невозможно. Подойдет что-то спокойное, нейтральное, бормочущее – скажем, о своем детстве. И не задает вопросов. И недолго. Но в реальности – уж что есть, то есть.

Создателю уникальных фарфоровых инсталляций помогает бешеный рок-н-ролл

– Как долго вы можете оставаться в мастерской наедине с собой? Несколько дней, недель, месяцев и не выходить в белый свет?

– До месяца мог и раньше без проблем быть в полном одиночестве. Лучшая работа вообще начинается на третий день уединения. Но после полугода почти полной изоляции хочется уже выйти, выпрямиться, проветриться, тусануться – и похвастаться. Теперь же, со всякими соцсети, можно протянуть и дольше. Зашел в интернет, посмотрел, у кого чего, перекинулся парой фраз, полайкал – и обратно. С выставками, конечно, приходится выползать.

– Как для вас важно питание, когда приходит вдохновение? Есть ли у вас свои рецепты для подогрева творческой активности?

– Питание лучше простое. Без особого выбора. И быстрое в приготовлении. Когда работа идет полным ходом, еда и все остальное интересует меньше. И нужна она только чтобы остановиться, успокоиться, отвлечься. Рецепты «подогрев» творческой активности – возможно, более полное погружение в свой художественный виртуал.

Но иногда нужно дополнительно распалиться, когда понимаешь, что затапливает вялость, лень, и нужна любая, хотя бы и сторонняя энергия, чтобы поднять собственный градус, обостриться. Тогда помогает какой-нибудь спор февраль, или безумный рок-н-ролл от Пресли и харда до Цоя и Шевчука. Или выпить немного (если больше – наоборот, только усыпляет).

Создателю уникальных фарфоровых инсталляций помогает бешеный рок-н-ролл

Потом, когда направление найдено и машина заработала, нужна сосредоточенность внутри, и я включаю аудио с умным и симпатичным мне человеком. Знания его, тонкие наблюдения, вдумчивый ритм и порядочность и доброжелательность настраивают на правильный режим, не дают отчаиваться, проваливаться, и сопровождают сутками как фон. Эти аудио не отвлекают, а наоборот – дают работе глаза звуковую полноту, заполняют одиночество и настраивают на самую высокую требовательность.

Бывает, что надо для проверки промежуточного результата начисто выйти из процесса. Отоспаться, сыграть в какую-то острую игрушку на компе, уехать нафиг. И заново войти в работу со стороны, взглянуть посторонним взглядом. У меня редко, но бывает, что кто-то из друзей приносит этот посторонний взгляд. Иногда совершенно для меня неожиданный и потому очень ценный. Но это нужно редко – раз в полгода, год, два, когда уже есть, что оценивать. И мало кто может дать такое.

– Говорят, что много художников работают в «измененном состоянии»? Так это для вас? Что вам помогает погрузиться в него?

– Обязательно. Всегда. Точнее, «изменен» оно для «обывателя», для художника. А так-то для нас это рабочая норма. То есть, в город выходишь как приезжий, как инопланетянин. Эта «измененность» дает независимость взглядов, неожиданность «ракурса». Некогда, в юности, удерживать это состояние удавалось недолго, оно приходило вспышками. И что-то длительное, требует времени, выполнить было невозможно. На день, в крайнем случае, на два хватало. На остром импульсе внезапно найденного. Мучился, как научиться держать его дольше.

Научился с годами – отключением от реальности. И наощупь после перерывов, после сна, скажем, возвращаться «медитацией», лежа в темноте, закрыв глаза, отрешившись от мира….

Создателю уникальных фарфоровых инсталляций помогает бешеный рок-н-ролл

– Человек для того, чтобы прожить в квартире несколько месяцев должна закупить продукты. А что должно быть в вашей мастерской на несколько месяцев, кроме продуктов? Конкретно – какие материалы?

– Ничего. Только материалы, инструменты, и теперь – интернет еще (когда-то это были книги и кассеты, но немного). Конечно, лежанка, свет и тепло. Теперь еще плеер и скачанные аудио – лекции, мемуары, что-то важное и новое в прошлой жизни, музыка иногда – для фона, для присутствия чего-то умного, острого и дружеского, душевно близкого. Радио, интернет.

– Как, по-вашему, массовая самоизоляции изменит наш мир? Повлияет на сознание художника и восприятие зрителя? Как скажется на культуре?

– На массовой – как-то скажется. Наверное. «Тренды», то-се… На индивидуальной – никак не скажется. Самоизоляция для художника – норма. Содержательно – даст, наверное, какие-то новые сюжеты…. И, видимо, произойдет глобальный пересмотр отношения к человечеству. Не как следствие этой «самоизоляции», а как результат нового опыта, наблюдения за поведением других в этих невиданных ранее обстоятельств.

Вам также может понравиться