Театр Виктюка показал онлайн-премьеру «Пира во время чумы»

О том, что Пушкин плодотворно провел карантин в Болдино теперь известно не только школьникам и любителям творчества поэта, но и любому интернет-пользователю. Уже третий месяц самый оптимистичные из них желают друг другу так провести самоизоляцию через шутливые мемы. А накануне дня рождения Пушкина театр Романа Виктюка вспомнил об одном из самых ужасных произведений «болдинской осени» – пьесе «Пир во время чумы».

Проект сделан в новом для российского театра жанре скринлайф. Это полноценный онлайн-спектакль. История разворачивается в вымышленном социальной сети. Персонажи переписываются/перезваниваются в мессенджерах. А зритель видит всю техническую изнанку – открытые окна браузера, всплывающие сообщения – и даже принимает участие в событиях.

Режиссер спектакля-Игорь Неведров продолжил сезонный проект и в дистанционных условиях выпустил вторую часть цикла «Пушкин. Вопрос» по «Маленьким трагедиям». Первую его половину, спектакль «Моцарт и Сальери», зрители дважды увидели летом 2019 года на новой сцене театра Романа Виктюка.

«Новые условия, новые эпидемии диктуют новые формы и жанры. Мессенджеры как единственный способ коммуникации, особенно сейчас, в новых условиях пандемии. Что общего они имеют с театром? Театр — это волшебная, магическая условность, существование артиста в пространстве театра, пространстве Игры, определено этой условностью. Социальные сети — это тоже условность, игра, в рамках которой мы можем договориться друг с другом о правилах, поверить в них и следовать им», – говорит режиссер.

Зрителю предлагают пройти по ссылке и присоединиться к онлайн-пиру, с начала напоминает компьютерную игру. Для начала – регистрация. Это происходит по сюжету автоматически. Вы – «Священник 0606», которым сервис «Пир» с горящим факелом вместо логотипа предлагает «увеселиться». А дальше способ, как это сделать: сесть за стол или наблюдать. Невидимый курсор выбирает второе, после чего зритель видит Zoom-вечеринку из 11 участников.

Пока прогружаются текстуры и налаживается связь, экран закрывает всплывающее рекламное окно. «Политика. Все актуальное на нашем канале», – зомбирующим голосом произносит диктор на фоне мрачной телевизионной нарезки с коронавирусной реальности.

Между тем, из темного экранного квадратика звучат строки Пушкина. Молодой человек (Станислав Мотырев) в жутким гримом и безумным взглядом первым берет слово. Его прерывает Председатель (Антон Даниленко), затем «уныло и протяжно» поет Мэри (Анна Подсвирова). Все как у классика – текст песни и страх смерти. Только сетевая алко-вечеринка с бесконечными рекламными вставками, которые больше напоминают апокалиптические новости, отражает нашу нынешнюю жизнь. А это хороший повод задуматься о том, что происходит.

Внезапно исповеди персонажей прерывает музыка – кислотное техно с примесью drum’n’bass. Пирующие сливаются в истерическую вакханалию, что больше напоминает результат действий экзорциста. Зритель уже смотрит на открывшийся чат. «Опомнитесь!!!» – пишет Священник. Но его никто не слышит. Он отправляет Мадонну с младенцем – тишина. Пора взять слово. На экране загорается значок – «говорите»… Томный голос священника (Дмитрий Бозин), который наблюдал за происходящим со зрительского места, слышат уже не только смотрят, но и пируют. Праздник уже не трогает онлайн-собутыльников… Голова меняет музыку на грустные звуки виолончели и удаляется в размышления. За ним 20-минутный пир покидает и священник, оставляя несчастных биться в изоляции и эмоциональной агонии.

Вам также может понравиться