Театры придумали новую схему выживания

Жизнь в онлайне всех достала. Но, как говорится, нет худа без добра и вынужденное пребывание артистов, режиссеров, художников в виртуальном формате все-таки принесло свои плоды, дало немало открытий – для них самих и зрителя. Пройдясь по интернет-ресурсов, мы обнаружили несколько интересных, необычных образцов выживания театров в самоизоляции.

Группа «Сладкий мед» МХТ им Чехова

Если показатель докарантинной жизни был один – касса, то теперь – мероприятия пользователей. Комментарии их – слова, но зрителя на слове, как на мякине не проведешь, даже за бесплатно его не привяжешь к гаджету.

Итак, что же выбирала публика, уставшая самоизоляцией? На что сердцем откликалась и только театральные шедевры ее волновали? Как не странно, но именно в МХТ им.Чехова, с архисерьезными художественными задачами рванула молодежная поп-культура. Группа «Сладкий мед», которая родилась из театральных капустников (а их в МХТ во все времена умели делать), начала выкладывать ролики своего дебютного альбома «Самоизолейшн хитс», которые сразу же становились хитами. Сладкий квинтет работает в стиле ретро и вполне может конкурировать с группой «Little Big», так и не добравшейся до Евровидения. “Я проснулась такая и лежу, сначала так, потом вот так, а я не спал, сидел вот здесь, поел, поел, поел и все. Изолейшн, ливинг ин зе изолейшн, эврибади андерстэнд, итс нот а диснейленд”. Медовые ребята (Кристина Бабушкина, Ольга Литвинова, Алексей Варущенко, Артем Волобуев, Армен Арушанян) оказались бедовыми исследователями всего серьезного, пафосного, строгого. Их лихие поиски на удаленке режиссировал Михаил Рахлин, как раз большой спец по капустникам, а монтировал Алексей Шемятовский.

Другой мхатовский проект, с интригующим названием «Гагаринская премия» реализовал Мужской Хор Создателей (МХТ) в составе Константина Хабенского, Игоря Верника, Станислава Дужникова, Анатолия Белого, Владимира Кравченко, Андрея Бурковского, а так же двух Михаил – Пореченкова и Трухина. «Когда Гагарин высоко/взлетев, в глазах планеты вырос/Не знал, что шар наш голубой/родит такой проклятый вирус». И это только начало оды «Гагарины МХТ», автором которой является Игорь Верник.

Интересно, что премия помимо художественной ценности носит вполне материальный. Ее основатели, упомянутые выше, уже вручили денежные средства от себя лично актеров старшего поколения и работникам административно-хозяйственной части. Так что пока звезды шоу-бизнес публично ругается на тему помощь своим неимущим коллегам (и желательно за счет государства), театральные артисты сами материально поддерживают других артистов и простых тружеников закулисья.

Аккурат в день объявления карантина «Современник» выпустил в интернет-пространство образец высокой классики – проект «Доктор Чехов». А врач во время пандемии – фигура важная и даже героическая. И каждый вечер 19:00 публика регулярно получала премьеру одного его рассказа в исполнении артистов разных поколений. На сегодняшний день уже 44 артиста представили 78 мини-премьер по Антону Павловичу. Особенно хороша была «Перед затмением», виртуозно разыгранная дуэтом Сергей Гармаш – Владислав Ветров. Представьте себе: солнце и месяц сидят за горизонтом и … пьют пиво. Когда был написан рассказ, а как свежо звучит!

Месяц (Ветров): Не забыть мне по гроб жизни, как меня господин Пушкин обругал. «Эта глупая луна на этом глупом небосклоне…».

Солнце (Гармаш): Конечно, обидно, но все-таки, брат, реклама! Я думаю Иоганн Гофф и Кач дорого бы дали за то, чтоб их Пушкин выбранил нехорошими словами… Реклама — великая штука. Вот, жди, будет затмение, и о тебе заговорят.

Театры придумали новую схему выживания

Кстати, именно эти двое и помощник художественного руководителя Евгения Кузнецова являются авторами идеи «Чехова» на карантине, оказалась востребованной в пяти (!!!) миллионов пользователей. Классика в качественном исполнении обеспечила перепосты в русскоязычных общинах по всему миру: от Израиля и США до Перу и Австралии. И главное, что теперь сайты российских библиотек укомплектованы уникальными мини-спектаклями в исполнении Марины Нееловой, Чулпан Хаматовой, Виктории Толстогановой, Василия Мищенко, Ивана Стебунова, Алены Бабенко, Кирилла Сафонова, Кристины Орбакайте, Гарика Сукачев, который даже снял микрофильм по рассказу «Ну, публика» и других замечательных актеров.

Самым радикальным образом на интернет-поле сыграла молодежная сборная театра «Практика», который сделал зрителям преинтересное предложение, от которого те не смогли отказаться, а именно: путем голосования выбрать для постановки пьесу, режиссера и актеров. Да-да, тотальная демократия и никакого режиссерского произвола. По такой схеме уже запущено три видеопроекта – «Три сестры. Финал», «Гамлет. начало» и «Урожай». В общем, публика решила, что принца Датского сыграет Никита Ковтунов, его дяди-душегуба – Вениамин Смехов, Офелию – Стася Милославская, а ее папеньку Полония – Николай Фоменко.

Не по-детски жег «Театриум», не смотря на то, что его целевая аудитория – дети и семья. Команда Терезы Дуровой первой Инстаграмм завела свое телевидение с жесткой сеткой вещания. Вслед за Серпуховкой открыли ТV Губернский театр и МХАТ им. Горького. Но у Губернского выстрелил другой проект – #БесконтактныйТеатр. Фишка его в том, что согласно объявленной ранее афиши, в нем рассказывалось о спектаклях, которые театр НЕ сыграл именно в этот день, а артисты, находясь «на удаленке», в прямом эфире представляли с него особо любимые зрителями фрагменты. Финальная песня «Не надо печалиться, вся жизнь впереди» с постановки «Энергичные люди» только подтверждала боевой настрой труппы Безрукова. «Карантин надо было придумать хотя бы для того, чтобы появились такие ролики!» – откликнулась публика. Кстати, «Театриум» еще инициировал большой челлендж #ПарадХитов, который объединил театры Москвы и России. Но об этом – далее.

На всю страну прогремел важная социальная акция #помогиврачам, проведена питерским БДТ, журналом «ТЕАТР» и Фондом «недаром». На портале БДТdigital она шла почти сутки и к ней присоединились другие театры по стране. Артисты читали (внимание!) документальные тексты, написанные врачами, медсестрами, санитарками, которые находились в эпицентре борьбы с коронавирусом. Фельдшер «Скорой помощи» Виктория Шутова написала на своей странице в Instagram: «…Алиса Фрейндлих, эта легендарная женщина, читает текст, который я написала. Мне кажется такие вещи важнее даже государственных наград». Акция собрала 3 870 000 рублей для НИИ Скорой помощи им. И. В. Джанелидзе.

«Мы вам поможем!» – заявил «Геликон», объединившись на своей платформе с практиками медицины. И благодаря такому союзу люди в онлайн-режиме смогли проконсультироваться с опытными врачами, задать более трехсот вопросов, а шести зрителям даже помогли с госпитализацией. Не стоит удивляться – «Геликон» расположен в старинном особняке на Большой Никитской, где много лет существовал Дом медиков.

Журнала «Театрал» предоставил свою онлайн площадку не артистам, а фанатам театра, предложив им принять участие в конкурсе #артответзрителей». Зрители размещали у себя в соцсетях и присылали организатору видеообращение в поддержку любимых актеров, режиссеров и коллективов. Свою порцию видео любви зрителей получили Курский драмтеатр, Театр Пушкина, «Сатира», БДТ и Театр им. Вахтангова… Но победителем стал ролик Татьяны Ларкиной в поддержку Губернского театра, собрал десятки тысяч просмотров.

Среди индивидуалов, но причастных к театру, можно выделить два проекта «Полуживой уголок» в исполнении дуэта «Плохо» (драматург Плотов – артист Хоронько) с анимацией и куплетами и Алексея Кортнева – сериал о карантине с духоподъемный песнями и такими, например, частушками: «И июнь уйдет в ничто/Как май когда-то Нет, ребята, плато Не плато, ребята».

И наконец, всех самоизолировавшихся объединил музыкальный челлендж # ПарадХитов, затеянный «Театриумом». Как говорит Тереза Дурова «чтобы на карантине не пропасть поодиночке». В движение уже включились 25 театров, и каждый день в 10:00 очередной театр представляет свой хит из репертуара, бросая вызов коллегам. Результаты впечатляющие: театр Оперетты (дуэт Максим Катырев – Юлия Гончарова) и театр Станиславского и Немировича-Данченко (Владимир Дмитрук) талантливо актуализировали мировую классику, артисты Таганки выступили как крутые рэпера с Василием Уриевским, а Ленком поразил своим вечным хитом «Юноны». Помните: «Ты меня на рассвете разбудишь, проводить не обутая, выйдешь…»

Вам также может понравиться