Умер самый «аристократичный коммунист» Большого театра Николай Фадеечев

Ушел из жизни Николай Фадеечев, народный артист СССР, педагог-репетитор Большого театра, бывший премьер этой труппы входил в «золотую» плеяду танцовщиков этого театра 50-60-х годов, партнер легендарных балерин – Галины Улановой и Майи Плисецкой. Николай Борисович покинул этот мир на 89 году жизни. Он страдал тяжелой формой диабета и скончался сегодня в Городской клинической больнице № 67-и от сердечной недостаточности.

фото: ru.wikipedia.org

Начинал Николай Борисович 50-е. Он был единственным мальчиком, который остался в классе военного набора 1943 года. И окончив училище в 1952 году, Фадеечев практически сразу же становится главным принцем Большого театра. Уже через четыре года с труппой Большого он едет в Лондон… Это были те, что вошли в историю легендарные гастроли 1956 года, на которых Большой прорвал «железный занавес». Об этих гастролях вспоминают и сейчас. А главной сенсацией тогда становится Джульетта и Жизель – Галина Уланова, но лучи славы также достаются и ее молодому партнеру – Николаю Фадеечеву.

Во время гастролей английский пресс захлебывалась от восторга, называя его «самым аристократичным коммунистом». Критики писали, что партнером Улановой «был молодой и сравнительно неизвестный Фадеечев. Он оказался великолепным Альбертом. Элегантный и мужественный танцовщик, слаб, по природе своей внимательный партнер и уже сейчас выдающийся артист. Можно с уверенностью сказать, что в ближайшее двадцатилетие он добьется признание как один из величайших танцовщиков. Роль Альберта требует владения искусством передавать тончайшие нюансы чувства, и в этом он достиг успеха целиком и полностью»… Эти слова известного критика Клайва Барнса в декабре 56-го Николай Фалеечев потом подтвердит всем своим творчеством. Успех на гастролях был так велик, что вскоре английское телевидение пригласило начинающего танцора Большого театра сняться в роли Альберта с известной английской балериной Надей Нериной, с которой потом он выступал на сцене Большого театра.

А через два года – в 58-м, международный успех подтвердился уже на парижские гастроли Большого в Гранд Опера. После них по инициативе Сержа Лифаря Парижской академии танца, Хореографический институт и Университет танца присудили Фадеечеву премию имени Бога танца Вацлава Нижинского. В почетном дипломе, написанном Лифарем собственноручно, говорилось: «Самом блестящем академическом танцовщику Николаю Фадеечеву, который, презрев законы гравитации, 31 мая 1958 года появился вместе с балетом Большого на сцене Парижской оперы в балете «Лебединое озеро».

Газета «Монд» в эти дни жалела, что Фадеечев заодно не выступил на сцене парижской Оперы и в «Жизели».

Этот триумф танцовщика запомнился, и в 1971 году Фадеечев вместе с Майей Плисецкой стали первыми приглашенными советскими солистами Большой Парижской оперы, где исполнили главные партии все в том же «Лебедином озере». «Танец Николая Фадеечева отличается редким чувством стиля. Здесь сказывается такое драгоценное качество этого артиста, как умение видеть себя со стороны, до конца продумывать всю линию своего сценического поведения, вплоть до мельчайших деталей, ракурсов, той или иной позы» – писала Плисецкая на страницах журнала «Музыкальная жизнь». О принце Зигфриде – Фадеечеве, и свое партнерство с ним через годы вспоминала лучшая Одетта-Одиллия XX века и в своей книге воспоминаний «Я, Майя Плисецкая»: «Множество «Лебединых» было станцовано с Николаем Фадеечевым. Это когда я уже стала «выездной». Коля был невозмутимый, аристократичный. Я любила с ним танцевать, так как наши характеры дополняли друг друга. Вывести его из равновесия было невозможно. За репетицию больше десяти слов он не произносил. Его уравновешенность действовала на меня благотворно. К сожалению, с годами он потяжелел, прибавил в весе. Кулинарные пристрастия и круглосуточный аппетит не могли не сказаться. В еде он отказывать себе никогда не умел.»

Помимо Улановой и Плисецкой, Николай Фадеечев танцевал также с другими знаменитыми примами Большого театра – Раисой Стручковой, Мариной Кондратьевой, Екатериной Максимовой, Людмилой Семенякой.

После успехов на сцене Большого другую половину своей творческой жизни Николай Борисович тоже посвятил любимому театру. До последних лет он был педагогом-репетитором знаменитой труппы и оттачивал в репетиционных залах Большого театра мастерство со своими воспитанниками. Он воспитал практически всех премьеров Большого театра 90-х и начале нолевых лет. Потому что всех, выделившихся в труппе «потенциальных принцев», неизменно направляли на обучение именно к нему, Николаю Борисовичу Фадеечеву, как главному «классику театра». И он уже как опытный учитель настойчиво и методично шлифовал с ними технику танца, прививал благородство стиля и поз. Его учениками среди других были такие танцовщики как Сергей, Филин, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе, Артем Овчаренко. В последнее время Николай Борисович приезжал и занимался в театре со своим единственным оставшимся ему верными до конца учеником – Русланом Скворцовым.

Николай Борисович также воспитал двух замечательных сыновей Алексея и Александра, которые тоже стали танцорами. Александр танцует в Большом до сих пор, а Алексей в начале 2000-х был художественным руководителем этой прославленной во всем мире, в том числе и танцами его отца, трупы.

О месте прощания и похорон Николая Борисовича Фадеечева будет известно завтра.

Вам также может понравиться