В музее Пушкина открылась уникальная выставка: покажут раритеты московских коллекционеров

В Государственном музее А. С. Пушкина открылась выставка малоизвестных широкому кругу зрителей предметов прикладного и прикладного русского искусства конца XVIII – начала XX века из собрания семьи московских коллекционеров Татьяны и Сергея Подстаницких. Их раритеты на время включены в постоянную экспозицию и растворенные в ней.

А. П. Брюллов. Портрет неизвестных детей. 1830-е. Предоставлено пресс-службой Государственного музея А. С. Пушкина

Этот семейный союз зародился на сдаче кандидатского минимума в аспирантуру НИИ теории и истории искусств. В течение нескольких лет Подстаницкие сумели собрать уникальную коллекцию и постоянно сотрудничают с музеями, в частности провели десятки выставок совместно с московским музеем А. С. Пушкина. Теперь они представили более 100 предметов – портретную, миниатюрную, пейзажную, жанровую живопись и графику, фарфор. Все экспонаты связаны с пушкинской эпохой, ближним и дальним кругом главного поэта России.

Выставку назвали «Наша Пушкиниана». Какая-то часть представленных на ней произведений находились в коллекции знаменитого танцовщика и хореографа Сержа Лифаря, который называл свое собрание «Моя Пушкиниана».

В одном из залов представлен прижизненный портрет Петра I в латах, с лентой ордена Св. Андрея Первозванного. Написан он неизвестным художником начала XVIII века и пополнил свое время собрание Лифаря. Несколько работ из коллекции Подстаницких связанные с южной ссылкой Пушкина. Среди них – «Пушкин во дворе Бахчисарайского дворца» Никанора Чернецова, написанное в 1837 году, вероятно, под впечатлением от гибели поэта. С Пушкиным художник был знаком, а его картина «Кавказ. Вид Дарьяльского ущелья» находилась в рабочем кабинете поэта. Эта работа принимала участие в Пушкинской выставке в Париже в 1937 году, находилась в коллекции Сергея Лифаря и приобретенная Подстаницкими на европейском аукционе.

С Крымом связана и серия рисунков европейского пейзажиста Карла Боссоли, жил и работал в России в начале 1840 г. Он был придворным художником князя Воронцова, и в его работах мы видим имение в Мисхоре, что принадлежало героя войны 1812 года генерала Л. А. Нарышкину, двоюродному брату Воронцова.

В музее Пушкина открылась уникальная выставка: покажут раритеты московских коллекционеров

В «Онегинском» зале представлены акварельные портреты современников Пушкина, написанные Александром Брюлловым, Петром Соколовым, Владимиром Гау. Среди них – портреты российских полководцев и графини Натальи Зубовой – единственной дочери Суворова, которую он ласково называл Суворочкой. После смерти отца и мужа, имея огромные состояния, она посвятила себя воспитанию шестерых детей, скромно жила в своем московском доме. Зимой можно было увидеть ее дочерей, разгребающих во дворе снег. Сохранилось воспоминание о том, как в 1812 году, когда обоз Натальи Александровны был задержан французской армией, подступавшей к Москвы. Узнав, что перед ними дочь Суворова, солдаты пропустили ее, отдав воинские почести.

В Угловой гостиной представлена коллекция миниатюрного портрета, весьма популярного в пушкинскую эпоху. Есть в ней и изображение женщин, восхищавших Пушкина, в частности княгини Елизаветы Воронцовой и ее младшей сестры Елизаветы, в доме которых на Пресне поэт не раз бывал. В одном из сохранившихся альбомов Елизаветы Ушаковой он сделал записи, в том числе написал свой знаменитый «Донжуанский список».

Пространство Садового павильона, расположенного рядом, коллекция Подстаницких занимает вполне. Эта часть экспозиции называется «Домик коллекционера». А представленные там портрет матери российской импрессионистки Елены Киселевой, работы Владимира Боровиковского – сына знаменитого Луки Боровиковского, Эмиля Жана Ораса Верне, которого ценил Николай I. Внимание привлекает необычный «Портрет коня офицера Свиты Его Императорского Величества» , написанный в 1849 году русским баталистом немецкого происхождения Александром Швабе.

Виллибальд Рихтер – венский художник-акварелист и пейзажист первой половины XIX века, много путешествовал по Польше и России. Его акварели «Крым. Вид на усадьбу с моря» и «Крым. Усадьба» написаны в 1829 году. К этому же году относятся и «Крым. Две дамы, которые прогуливались на берегу» из серии, что зафиксировал одну из первых поездок семьи императора Николая I в Крым. Здесь же портрет великой княжны Ольги Николаевны Владимира Гау. Дочь императора Николая I знала Пушкина и описала в мемуарах обстоятельства его смерти. Тяжелые чугунные часы «Вильгельм Телль» изготовлены на Олонецких металлургических заводах в 1834 году.

В музее Пушкина открылась уникальная выставка: покажут раритеты московских коллекционеров

До официального открытия выставки, когда картины еще перевешивали, формировали пространство, нам удалось поговорить с Сергеем Подстаницким, который пришел посмотреть, как расположились его раритеты в новых интерьерах.

– На этой выставке, кто для вас первичный – Лифарь или Пушкин?

– Конечно, Пушкин. Лифаря здесь не так много – три или четыре предмета из лифаревским происхождению. Но получилась перекличка. От Лифаря мы получили наиболее значительные вещи, связанные с Пушкинианой, в первую очередь, это «Пушкин в Бахчисарайском дворце» Чернецовы – вещь, созданная фактически сразу после смерти Александра Сергеевича по натурным впечатлениям. Она была в коллекции Лифаря и на Пушкинской выставке 1837 года в Париже. Илья Зильберштейн публиковал ее в советское время в «Парижских находки», потом она потерялась. А нашлась, благодаря наследникам вдовы Лифаря, которые выставили ее на небольшом швейцарском аукционе. Видимо, вытащили содержимое чердака или подсобных помещений. Много вещей были неправильно атрибутированы или же не были атрибутированы вообще, как картина Чернецова, которая фигурировала на аукционе как «Вид города Черновцы». Произошло это потому, что на обратной стороне рукой Лифаря была сделана надпись: «Монахов». Пригласили, скорее всего, специалиста, который умел читать по-русски, и он прочитал это как Черновцы. Большинство представленных здесь работ приобретено на европейских аукционах.

– Какова взаимосвязь между Пушкиным и Лифарем?

– Пушкин добрался Лифарю в наследство от Дягилева. Дягилев обожал Петра I и Пушкина, и его любовь передалась Лифарю. Он продолжил дело Дягилева, любил и популяризировал эти две исторические личности. Наверное, таким образом, сублимировалась любовь Лифаря к самому Сергею Дягилеву, который много для него сделал.

– Это были спонтанные покупки?

– У Лифаря был целеноправленный поиск. Он искал пушкинские раритеты по всей Европе. Какая-то их часть досталась ему от Дягилева, но, видимо, не так много. Гораздо больше он собрал сам, имея гонорары и возможность покупать вещи в русской эмиграции.

– И вы свою коллекцию периодически выставляете?

– Мы принимаю участие в различных выставках в музеях страны. Только в Эрмитаже закончилась одна из них, посвященная Потемкину, куда мы давали несколько потемкинской вещей. Где-то раз в год организуем более или менее крупную экспозицию совместно с каким-то музеем. Позапрошлой зимой была большая выставка портретов из нашего собрания в музее-заповеднике «Царицыно».

– Сами проявляете инициативу?

– По-разному. Музейные работники не могут знать все. Если мне становится известно, что кто-то из дружественных музеев и научных сотрудников делает экспозицию по какой-то теме, то почему бы не предложить что-то достойное, способное украсить экспозицию. С музеем Пушкина мы давно дружим, участвовали во многих выставках, давали отдельные предметы, чтобы заполнить лакуны. Поскольку по пушкинской тематике у нас достаточно много интересного, захотелось сделать выставку, посвященную Александру Сергеевичу и его эпоху.

– В чем ваш интерес? Ведь можно и дома любоваться своей коллекцией. Важно показать свои сокровища людям?

– Хвастаться, конечно, приятно. Это же один из факторов, который движет любым коллекционером. Просто что-то найти и купить – это полдела. Хочется, чтобы кто-то это увидел, оценил, восхитился и даже покритиковал, дал ценный совет. Фактор хвастовства достаточно важный.

– Вы интересуетесь и старой Москвой?

– Старой Москвой я интересовался всегда. Мы живем на Покровке и у нас есть на фейсбуке виртуальный Музей Покровки и окрестностей». Частично мы публикуем там те вещи, которые находятся в нашей коллекции – фотографии, причем, не только местности, но и людей, которые фотографировались на Покровке в начале и в середине XX века, в сталинские времена. Все это интересно, по крайней мере, для меня.

– Что еще можно найти?

– Конечно. Что касается краеведческого материала, то его очень много. Появилось огромное количество аукционных интернет-площадок, куда профессионалы, а иногда просто владельцы, выставляют хорошие вещи и антикварный хлам. Мы их отслеживаем и что-то покупаем. Если людям это не нужно, то почему не сконцентрировать это в наших руках?

– . . ..

Вам также может понравиться