В Подмосковье появился арт-объект, который сообща сделали 70 человек

В условиях пандемии культура ушла в онлайн – реальная выставочная жизнь парализована. Однако, как оказалось, не везде. Художник Марина Звягинцева нашла способ сделать арт-проект оффлайн, который объединил жителей подмосковского поселка Григорчиково. В процессе создания арт-объекта «Вместе!» приняли участие около 70 человек, ни разу не встретившись друг с другом. Символично, что основой для инсталляции стал забор, который превратился в художественную «матрицу»: пазл из многочисленных кусочков, расписанных местными жителями. Объект длиной 14 метров стал первым реальным паблик-арт произведением, созданным в условиях эпидемии, и, возможно, предсказал новую эру в искусстве.

Художник возле инсталляции длиной 14 метров, которая разместилась на заборе. Фото предоставлены Мариной Звягинцевой.

Несмотря на ослабление режима изоляции, запрет на массовые мероприятия сохраняется. Казалось бы, в таких условиях заниматься искусством в общественных пространствах невозможно. Но нет. Выход нашелся. Его придумала лидер паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, которая сейчас находится с семьей на самоизоляции в поселке Григорчиково, что в 13 км от столицы. В создании коллективного арт-объекта «Вместе!» участвовало около 70 человек – каждый создал свой рисунок на кусочке пазла, который потом стал частью единого полотна. Инсталляция разместилась на заборе, мимо которого прогуливаются все местные жители.

Поселок расположен на берегу реки Пахра. Небольшой участок вдоль нее упорядоченный и отделен забором, чтобы, как говорится, чужие не ходили. В мирное время местные жители собирались там, чтобы поговорить, сидя на лавочке, позаниматься спортом, а дети играли на площадке возле реки. Сейчас же все площадки закрыты, люди отказались в ситуации вынужденного отчуждения и одиночества. В этих условиях современное искусство позволило им почувствовать единение и пообщаться друг с другом с помощью творчества.

В Подмосковье появился арт-объект, который сообща сделали 70 человек

Весь процесс создания инсталляции-пазла был придуман таким образом, чтобы не нарушить карантин и меры предосторожности. Каждому участнику курьер принес один или несколько кусочков будущего арт-объекта и передал посредством бесконтактной доставки. К необычному холсте размером 40 на 40 см добавлялись кисти и специальная краска акрил для фасадных работ. Всего раздали 36 кусочков. Каждый участник рисовал, что хотел, – полная свобода фантазии.

Например, Мария и Юлия нарисовали китайскую беседку, и добавили в композицию иероглиф – пожелание здоровья. Мария некоторое время работала в Китае, так что перенесла на картину личный опыт. 13-летний Валера только наблюдал, как его родные (а в семье 11 человек) писали для общественной установки свою абстракцию, где солнце словно растворилось в воде, но все равно почувствовал драйв: «Круто! Есть, чем на карантине заняться!». Девушка Даша изобразила всю свою семью на диване под радугой. А ее соседка-тезка нарисовала пейзаж – реку Пахру, поле и голубое небо.

Одни участники изображали то, что видят за окном, другие – свои мечты и фантазии, третьи – воспоминания. Например, председатель совета поселка Олег Шенаев, художник-любитель, написал западное море. Все рисунки получились очень разными, и все же логично сложились в единый коллективный сюжет. Чтобы фокус получился, Звягинцева оставила между расписанными кусочками пазла пустые клетки, куда якобы должны лечь другие части мозаики. То есть вписала созданные участниками картины в «сетку», как в обычном настольном пазле.

В Подмосковье появился арт-объект, который сообща сделали 70 человек

Установка растянулась на 14 метров, но ее планируют расширить еще на 20, потому что жителям поселка пришлась по вкусу такая арт-активность. Теперь и другие семьи хотят сделать свой вклад в коллективный портрет и стать частью памятника самоизоляции. Так что в ближайшие пару месяцев установка еще подрастет.

– Наступает лето – это сезон для паблик-арта, которым я занимаюсь, но в этом году его, очевидно, не будет. Искусство перешло в онлайн, но этого мало. Людям нужно реальное искусство, как и реальное общение, – рассказывает Марина Звягинцева. – Я долго думала, как, не нарушая самоизоляцию, живой проект с идеей, которая могла бы объединить людей. Пришла мысль собрать одно большое панно – это картина из кусочков, которые затем становятся частью единого большого полотна. Некоторые работы люди делали всей семьей. Есть и взрослые рисунки, и совсем детские. И каждый отражает личность автора, внутренний мир человека. Получился портрет поселка.

В Подмосковье появился арт-объект, который сообща сделали 70 человек

Паззл собрали до 20 мая. Открытие в привычным смысле слова не было. Однако люди, не только непосредственные участники арт-акции, но другие местные жители (в Григорчиково больше ста домов), пришли на вернисаж, каждый в свое время.

– Многие наряжались. Долго и внимательно рассматривали работы соседей и как их собственные картины вписались в установку. Много за этот проект, познакомились с соседями посредством искусства, ведь каждая работа подписана – имена авторов и адрес, – продолжает Марина.

Для самой Звягинцевой инсталляция «Вместе!» стала продолжением проекта «Запертные чувства», который должен был открыться на «Фабрике» в апреле, но был перенесен из-за пандемии. Его докарантинная идея о том, что виртуальная жизнь – это симулякр, который не может заменить реального общения, – теперь стала очевидной для всех и каждого. Впрочем, своими корнями этот поселковый арт-объект идет в другие работы художника. В 2009 году Звягинцева начала свой многосерийный проект «Спальный район», через который показала, что искусство живет не только в центре Москвы, но и на периферии. Выставка, где были представлены 70 необычных арт-кроватей разных художников, проходила на заборе возле метро «Волжская». А позже Марина создала гигантскую картину-паззл в стиле монотипия, которую люди могли собирать и разбирать сами. В 2011 году ее выставляли на выставке в школе №109 (знаменитая «школа Ямбурга»), а в 2017 – на «Винзаводе», где объект уже собирали не дети, а взрослые. Но с не меньшим увлечением. Искусство требует контакта, взаимодействия, вовлеченности – и художественные практики Звягинцевой доказывают этот факт. Человек – социальное существо, ему нужно общение, в том числе, через искусство.

– Возможно ли оно в привычном формате в новых условиях жизни? Ведь уже сейчас понятно, что мир выйдет из карантина другим. Как пандемия изменит искусство, особенно, такая контактная, как паблик-арт?

– Думаю, паблик-арт будет развиваться активнее, потому что люди станут меньше ходить в закрытые пространства, – рассуждает Марина. – На улице люди чувствуют себя более свободно, там проще соблюдать дистанцию. Но интерактивных объектов станет меньше. Больше проектов, на которые можно смотреть, разгадывать их смыслы, не прикасаясь. Они станут более востребованными. Люди не захотят да и не смогут толкаться в Лувре возле Джоконды. В новых условиях паблик-арт будет находиться в большей зоне комфорта, чем искусство в «белом кубе». Думаю, станут более популярны такие арт-объекты, как «Выход» (установка плит, которая была представлена в Царицынском пруду в рамках проекта «Другая Атмосфера» на фестивале «Дачное Царицыно» прошлого лета – М. М.).

В Подмосковье появился арт-объект, который сообща сделали 70 человек

– Можно ожидать, что музеи будут активнее задействовать свои уличные территории и выходить в общественные пространства?

– Однозначно. Я давно работаю с такими проектами, и мне кажется, теперь идея выйти за пределы музейных стен станет логичным и правильным решением. Искусство давно вышло за пределы полотна, перешло из плоскости в объем, начало внедряться в повседневную жизнь людей. Идея пространства «белого куба» устарела, хотя, конечно, привычные выставки останутся. Но музейное пространство будет более разреженным.

– Какой твой прогноз – как изменится культура после пандемии?

– Искусство разделится на два потока – онлайн и живые проекты. Реальное искусство будет по-новому ценить людьми, засидевшимися дома. До последних событий современный человек всматривался в работу на выставке минуты две, не больше. Люди смотрели по касательной. Теперь рассматривания будет более внимательным. Я так думаю и мне так хочется. Оказавшись в вакууме, наедине с собой, мы сосредоточились на своем внутреннем мире, и поэтому нам захочется пристальнее всмотреться в чужой.

– Открытие проекта «Вместе!» состоялось в новых условиях и по новым правилам. Без речей, экскурсий, массового ажиотажа. В будущем формат презентации выставок в мире тоже изменится, станет более закрытым?

– Это было открытие без открытия, так. Но людям пообщаться необходимо. После карантина все в поселке настроены сделать праздник и провести массовое мероприятие около арт-объекта. Людям нужны ритуалы. Думаю, в будущем станет больше закрытых открытий – по спискам. Может быть арт-институции будут проводить несколько презентаций, чтобы не создавать толчею. Возможно, выставки будут открывать на более долгий срок, чтобы все успели посмотреть. Но отказаться от вернисажей нельзя. Людям необходимо совместное переживание. Сейчас в этом проекте я даю такое переживание. Оно оказалось нужнее, чем я предполагала: все больше людей хотят стать участниками. Поэтому мы будем продолжать создавать наш арт-паззл.

Вам также может понравиться