«Великой Америки» больше нет: поучения, «как жить», миру уже не нужны

Огромное количество людей следит за событиями в Америке и этому есть множество причин. Процессы беспрецедентные, как мировая эпидемия коронавируса. И так же, как с коронавирусом, непонятно, что это, откуда взялось, как лечить и чем может кончиться. Кроме того, на сегодняшний день, после распада нашей страны, 30-летний юбилей (если уместно это слово) на днях мы отмечали, в мире осталась только одна сверхдержава, действительно все еще обладает огромными ресурсами и потенциалом, и то, что в ней происходит, влияет на все, что происходит на нашей маленькой и хрупкой планете.

фото: AP

В наших СМИ часто можно слышать такое мнение: «А что там такое вообще происходит? Ну, побузят негры и маргиналы, выпустят пар, пограбят магазины, поносятся с этим своим Флойдом, который вообще был не бандит, и этим все кончится. Никаких лидеров там нет, никакого организованного движения тоже».

В этом утверждении если что и верно, так только то, что погибшего, вернее, хладнокровно убитого парня звали Джордж Флойд. Безусловно, американские бунты и восстания (которых там в истории было немало, просто американцы не считают нужным демонстрировать негативные, порой очень кровавые страницы своей истории и, тем более, ни в чем каяться не собираются), имеют свою специфику, которую можно выразить перефразированным интернет-мемом: «В любой непонятной ситуации грабь магазины». Менталитет американцев действительно очень отличается от, например, французов и россиян – Америка сформировалась за счет приезжих, большую часть из которых составляли, скажем, очень мягко, авантюристы, искатели приключений и не очень законопослушные люди. Поэтому во время недавних выступлений «желтых жилетах» во Франции если что и пострадало, то, как раз в результате бунта, а не грабежей и если витрины и били, то просто попались под руку. А у нас, например, в ходе событий 1993 года или «болотных» протестов 2011-2012 годов не пострадало вообще ни одного киоска или магазина.

Люди постарше помнят так называемый «блэкаут» 1977 года в Нью-Йорке, когда на несколько часов пропало электричество и пришлось вводить армию, потому что люди всех сословий и цветов кожи похватали оружие и бросились на улицу грабить и насиловать (извините, но из песни слова не выкинешь).

Примеров можно привести множество, как не странно большинство из них достаточно откровенно описаны в американской «Википедии» – от геноцида коренного населения к так называемому «дефарминга» 30-х годов, когда в результате массового обезземеливания крестьян от голода и экономической депрессии погиб (даже в «Википедии» цифры разнятся) не один миллион человек. Из сравнительно недавнего – война 1992 года в Лос-Анджелесе, когда белые присяжные оправдали четверых белых полицейских, жестоко избили под камеру черного парня, который был настолько пьян за рулем, что физически не мог оказать сопротивления. Тогда настоящие боевые действия продолжались больше недели, и восставших сначала пыталась остановить полиция, затем национальная гвардия, потом армия и счет потерь шел на сотни.

Однако, тогда в Лос-Анджелесе настоящая гражданская война носила все-таки локальный характер. В нынешнем же случае выступления, как вирус, охватили сначала всю Америку, а затем и весь мир – в Великобритании, Голландии, Австралии, Франции, Канады и многих других стран. Так, у этих выступлений не было ни лидера, ни организации, но в этом-то и есть их ценность (или опасности, если кто-то видит в народе угрозу) – это была действительно массовая и искренняя реакция на ужасное преступление. Я не знаю, был Джордж Флойд бандитом или нет, думаю, что не был, но смерть его была поистине мученической, а его убийство, заснятое во всех деталях на видео шокировало весь мир своим хладнокровием. Даже если у Флойда и были какие грехи, то такой смертью он сполна искупил их все. Именно поэтому он для такого огромного количества людей превратился в символ.

И, действительно, в народных протестов, а это именно народные протесты, в которых принимают участие люди всех рас и социальных положений (хотя, преимущественно, бедные, понятно) пока нет ни лидеров, ни организации, ни четких требований. Их не организовывало американское посольство, не оплачивал фонд Сороса или ЦРУ, их лидеры не проходили стажировку в Америке, как украинские боевики-националисты или сербская, грузинская и разного рода другие деятели так называемых «цветных революций».

Американские протесты никто не организовывал, они возникли сами и стихийно, и это показывает, что потенциал взаимной ненависти в этой стране очень высок, как и потенциал нестабильности (что конечно, не отменяет желания самых разных политиков использовать протесты народа в своих личных целях). Я вспомнил слова выдающегося американского кинорежиссера Оливера Стоуна: «Американская элита угнетает американский народ так же, как и весь мир». А ведь все годы после разрушения СССР (и даже частично во времена СССР, из примитивных хрущевским лозунгом «догоним и перегоним!») мы брали Америку за образец. И вот теперь этот образец, если пока и не разрушается, то здорово зашатался на глазах у всего мира. Америка – страна, устроен ужасно несправедливо, хотя до какого-то времени ее огромные богатства и пример Октябрьской Революции 1917 года и СССР, оказавший огромное влияние на отношения труда и капитала во всем мире, позволяли каким-то образом загонять внутрь эту несправедливость, как и производные от нее проблемы. Ведь имущественное расслоение в США огромное количество бедных и безработных также огромная, скрытая безработица еще больше легальной, около 40 миллионов американцев в самой богатой стране мира не имеют доступа вообще к какой бы то ни было медицинской помощи – в общем, перечисление всех проблем заняло бы отдельную большую статью.

Поэтому людям был нужен лишь повод. И этот предлог – убийство представителями власти молодого человека – был дан. А поскольку у всех штатах Америки, как и вообще везде в капиталистических странах, проблемы схожие, то и выступления начали распространяться как эпидемия.

Интересно, как наши и мировые СМИ по-разному освещают эти протесты. Наши, скажем так, официальные СМИ, делают упор на выступления чернокожего населения, с упором именно на цвет кожи (такая, на мой взгляд, скрытая, а иногда и открытая форма расизма), ограбление магазинов и действительно порой странные и эпатажные формы выражения чувств, свойственные американцам, которые часто любят выражать свои эмоции, не стесняясь, напоказ и очень преувеличено. Иностранные СМИ, причем, разных политических взглядов, показывают огромные толпы протестующих во всех ведущих странах мира, причем абсолютно разного цвета кожи, и даже в Америке во многих случаях в выступлениях негры совсем не доминируют. В этом смысле интересна реакция китайских СМИ, которые показывают как раз эти огромные колонны протестующих и называют то, что происходит выступлениями за свободу, справедливость и права человека, против расовой и социальной дискриминации. А почему бы нет? Китайские СМИ, как и вообще левые во всем мире преподносят происходящее в том духе, «права человека» по-американски и вообще американские поучения, как жить, миру больше не нужны.

В этом смысле показательна реакция российской либеральной общественности, которая либо обходит молчанием или осуждает события в Америке «беспредел». И понять их можно – думаю, как проамериканскую оппозицию в России, так и ту часть российской «элиты», которая ориентировалась на США, ждут большие проблемы. Ибо похоже, что все, что происходит на этот раз просто так не кончится. В любом случае, слова американского философа Фукуямы, который провозгласил после разрушения СССР «конец истории», теперь воспринимаются как плохой анекдот, а История начала свой плохой или хороший, но уж точно не скучный новый виток.

Вам также может понравиться